Фракция Либерально-демократической партии Узбекистана (УзЛиДеП) в Законодательной палате Олий Мажлиса представила предложения по совершенствованию законодательной базы развития фермерства в стране.

Рекомендации, отраженные в поправках к закону «О фермерском хозяйстве», направлены на систематизацию правовых норм действующего законодательства для ускоренного развития аграрного сектора.

Целью изменений является развитие производственной инфраструктуры фермерских хозяйств, повышение их экономической эффективности, введение инноваций в аграрную отрасль и усиление роли фермерских хозяйств в стабильном обеспечении населения сельхозпродукцией.

Как сообщила пресс-служба УзЛиДеП, первостепенной задачей законопроекта является более полное раскрытие понятия «фермерское хозяйство». С этой целью в закон предлагается включить норму, полностью определяющую суть и содержание термина.

УзЛиДеП выступает за определение фермерского хозяйства в качестве субъекта предпринимательской деятельности, что позволит распространить на него все правовые гарантии по защите законных прав и интересов предпринимателей.

Партия считает важным ввести в закон статью «юридический адрес фермерского хозяйства», увязав его с местонахождением сельскохозяйственных объектов. В настоящее время хозяйства регистрируются по домашнему адресу фермера.

По мнению разработчиков законопроекта, необходимо закрепить возможность обустройства собственной фермерской инфраструктуры, предусмотрев порядок отвода земельных участков под них в непосредственной близости к сельхозугодиям, что позволит также использовать их как залоговое имущество при получении кредитов.

УзЛиДеП предлагает ввести разграничение производственной зоны и технического парка крупного фермерского хозяйства от населенного пункта с учетом территориальной близости к выделенному полю или размещения на нем. Зачастую инфраструктура хозяйства (ремонт и хранение сельхозтехники, ГСМ, удобрений и т.д.) расположена в месте проживания самого фермера, что не соответствует санитарно-гигиеническим, противопожарным и другим нормам.

Партия считает важным ввести новую специализацию для фермерских хозяйств, занимающихся производством, заготовкой и переработкой кормовых культур. В настоящее время земли, которые используются для заготовки кормов для скота личных подворий, используются бессистемно, что в последующем может обернуться их деградацией и опустыниванием, отмечают разработчики законопроекта.

Вместе с тем в законопроекте предусмотрен порядок выделения земель фермерским хозяйствам, занимающимся шелководством. По мнению либерал-демократов, это позволит увеличить количество фермерских хозяйств, специализирующихся на шелководстве.

УзЛиДеП выступает за нормативное закрепление агротехнических мер по повышению плодородия почвы и предохранения их от истощения посредством севооборотов, освобождая без ущерба производству хлопка и зерна определенные площади земельных угодий, где впоследствии будут возделываться мелиоративные и кормовые культуры на основе научно-технического сотрудничества с учреждениями и организациями, занимающимися инновациями в аграрной сфере.

Еще одни важным моментом является правовая регламентация практики субаренды, отмечают в партии. С одной стороны, субаренда является источником дополнительных поступлений, с другой – позволит фермерам на законных основаниях отдавать дехканам в краткосрочную субаренду для повторных посевов, а кормозаготовителям – в среднесрочную субаренду земли, находящихся на севообороте, тем самым сконцентрировавшись на возделывании основной культуры по своей специализации.

В закон о фермерском хозяйстве также предлагается включить норму осуществления оценки балла бонитета (показатель качества) земли через каждые пять лет. Цель – обеспечить улучшение состояния земельных угодий путем поощрения фермеров, обеспечивающих повышение балла бонитета, и применения экономических и других санкций (вплоть до отмены права на земельный участок) относительно фермеров, допускающих понижение или системное снижение балла бонитета.

Фермерские хозяйства являются основными субъектами сельскохозяйственного производства в Узбекистане. К началу второго полугодия в стране насчитывалось свыше 80 тысяч фермерских хозяйств, на каждое из которых приходится в среднем 62,4 га земельных площадей.