Создание двухпалатного парламента в Узбекистане в 2005 году подняло роль законодательной власти на новый уровень, повысило качество принимаемых законов, обеспечило сбалансированность общегосударственных и региональных интересов и расширило участие населения в общественно-политической жизни страны.

Законотворческая деятельность нижней палаты парламента первого созыва определялась необходимостью правового регулирования процессов либерализации и модернизации социально-экономической, политико-правовой, духовно-нравственной и других сфер жизни общества, говорится в отчете о деятельности Законодательной палаты в 2005-2009 годах.

Приоритетное внимание уделялось совершенствованию политической системы, усилению роли политических партий и выборного законодательства, либерализации судебно-правовой системы, повышению эффективности правосудия, усилению роли институтов гражданского общества в области защиты прав и свобод человека, либерализации законодательства в бюджетной, финансовой, налоговой и предпринимательской сферах.

В 2005-2009 годах было проведено 107 заседаний Законодательной палаты, на которых приняты и направлены в Сенат 256 законов, из них 242 подписаны Президентом и вступили в силу. Принятые законы охватили сферы государственного строительства и управления, гражданского общества, реформирования судебно-правовой системы, СМИ, коммуникационных технологий, внешней политики, экономики, образования, здравоохранения и социальной защиты.

В частности, в Конституцию были внесены поправки, направленные на демократизацию госуправления, повышение роли и ответственности законодательной, исполнительной ветвей власти, правительства и органов государственной власти на местах, а также четкое определение и ограничение правовыми рамками функций Президента. Согласно изменениям, Президент является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Конституционная норма о том, что Президент одновременно является главой исполнительной власти, из Конституции была исключена.

В рамках совершенствования законодательства о выборах количество депутатских мест в Законодательной палате было увеличено со 120 до 150, введен институт квотирования 15 депутатских мест для Экологического движения, упразднен институт участия инициативных групп избирателей в выборах Президента, а также депутатов Законодательной палаты и представительных органов власти на местах.

Соответствующим законом в стране полностью отменена смертная казнь. Она исключена из системы уголовных наказаний и заменена пожизненным и длительными сроками лишения свободы. Введена норма, определяющая понятие и пределы применения длительных сроков лишения свободы. Длительный срок лишения свободы определен в пределах свыше 20, но не более 25 лет за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.

Поправки в законодательство в связи с передачей судам права выдачи санкции на заключение под стражу детально регламентировали юридические процедуры применения меры пресечения в виде заключения под стражу. Это стало важной гарантией эффективной защиты прав и законных интересов граждан, подвергшихся уголовному преследованию на досудебной стадии уголовного процесса. Новая мера усилила ответственность следователей и прокуроров при избрании меры пресечения в виде ограничения свободы и повысила независимость судебной власти.

Законом «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций» определены формы государственной поддержки (субсидии, социальный заказ, гранты) и правовые гарантии деятельности ННО, а также меры по повышению общественно-политической активности ННО и развитию институтов гражданского общества.

Впервые созданы Общественный фонд по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе и Парламентская комиссия по управлению средствами данного фонда. За истекший период выделено более 6 млрд сумов в виде субсидий, грантов и для размещения социального заказа непосредственно ННО на основе их заявок и решений Парламентской комиссии без участия каких-либо промежуточных звеньев и структур.

На правовое регулирование благотворительной деятельности направлен закон «О благотворительности». Он определяет формы поддержки благотворительных акций органами государственной власти и управления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций на территории страны, создает организационно-правовые условия, экономические и финансовые механизмы для развития системы благотворительной деятельности.

В ходе судебно-правовых реформ в законодательство был внедрен институт примирения, предусматривающий освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением, осуществляемым в случае признания вины лицом, совершившим преступление, не представляющее большую общественную опасность, а также при условии добровольного желания потерпевшего участвовать в примирении и возмещении потерпевшему причиненного ущерба. Ранее законом была предусмотрена возможность применения данного института только по 27 составам преступлений, не представляющих большой общественной опасности.

В соответствии с изменениями, внесенными в статью 661 Уголовного кодекса в 2007 году, список составов преступлений, по которым возможно освобождение от уголовной ответственности, расширен до 42 составов преступлений. Перечень составов преступлений расширен еще на 11 составов преступлений (всего 53), по которым возможно применение института примирения. Благодаря внедрению данного института до настоящего времени около 90 тысяч человек освобождено от уголовной ответственности и восстановлены права соответственно такого же количества потерпевших.

Важным направлением работы Законодательной палаты стало развитие правовых основ сотрудничества с крупнейшими международными организациями и зарубежными странами. В этом направлении приняты 54 законов по ратификации и денонсации международных договоров, соглашений, конвенций и протоколов, направленных на расширение международного сотрудничества страны. В частности, ратифицированы 18 протоколов, 13 договоров, 13 соглашений, 8 конвенций и 2 поправочных документов.

Большое значение имеет принятие закона «Об утверждении Налогового кодекса Республики Узбекистан». Новый Налоговый кодекс основан, во-первых, на апробированных принципах формирования налоговой политики – обязательности, справедливости налогообложения, единства налоговой системы, гласности налогового законодательства, во-вторых, презумпции правоты налогоплательщика, предусматривающей, что все противоречия и неясности налогового законодательства толкуются в его пользу, в-третьих, направлен на максимальное упрощение и унификацию правил исчисления и порядка уплаты по отдельным налогам, что позволяет предпринимателям обоснованно прогнозировать развитие бизнеса на среднесрочной основе.

Укреплению правовой базы экономических реформ служит закон «О рынке ценных бумаг», вобравший в себя нормы четырех ранее действовавших законов и направленный на либерализацию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, совершенствование системы корпоративного управления, упрощение системы постановки на учет ценных бумаг, обеспечение прозрачности и эффективной деятельности рынка ценных бумаг, защиту прав инвесторов и владельцев ценных бумаг.

На законодательное обеспечение вопросов укрепления финансовой дисциплины, упорядочения деятельности банков, совершенствования денежно-кредитной системы, бюджетной и налоговой политики, ценообразования были направлены принятые изменения и дополнения в 45 законов.

На упорядочение деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, повышение качества услуг, обеспечение безопасности граждан, снижение аварийности на дорогах направлены изменения, внесенные в законы «О городском пассажирском транспорте», «О безопасности дорожного движения», а также дополнения в Кодекс об административной ответственности.

Приняты законы «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «Об обязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности работодателя».

Важное значение в деятельности Законодательной палаты придавалось осуществлению контрольных полномочий. Главной целью было обеспечение исполнения законов, повышение эффективности их реализации и укрепление законности, внесение необходимых изменений и дополнений в законодательные акты на основе анализа эффективности принятых законов и постановлений.

Комитеты Законодательной палаты в 2005-2009 годах рассмотрели 228 вопросов в порядке контроля за исполнением законодательных актов, конвенций и национальных программ. Изучением были охвачены Каракалпакстан, все области и город Ташкент, ряд министерств, госкомитетов, государственных и национальных компаний и агентств.

Для обеспечения более высокого уровня ответственности работников на местах за неукоснительное исполнение действующих законодательных актов, повышения правовой культуры населения и улучшения взаимодействия с органами государственной власти на местах комитеты Законодательной палаты провели более 100 выездных заседаний.

Впервые парламент начал осуществление мониторинга международных договоров, ратифицированных Узбекистаном. Комитетами по международным делам и межпарламентским связям, демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан изучены в некоторых министерствах и регионах страны вопросы эффективности реализации положений Конвенции о правах ребенка, Международного пакта о гражданских и политических правах, а также Конвенции против пыток.

За минувшие пять лет динамично развивались международные связи Законодательной палаты, продолжился обмен парламентскими делегациями. Было принято более 170 делегаций из стран Европы, Ближнего Востока, Азии, СНГ, международных организаций, из них свыше 50 – парламентские. Было организовано более 90 встреч глав дипломатических представительств и международных организаций с руководством палаты. Организован выезд более 70 делегаций Законодательной палаты в зарубежные страны.

Узбекские парламентарии в качестве международных наблюдателей принимали участие в президентских и парламентских выборах и референдумах в Грузии, Российской Федерации, Казахстане, Туркменистане и других государствах СНГ. Ряд депутатов был включен в состав делегаций омбудсмана, выезжавших за рубеж для установления и развития отношений с омбудсманами других государств.

Защита конституционных прав и свобод личности постоянно находилась в поле внимания руководства Законодательной палаты и его комитетов. В отчетный период в палату поступило более 17,5 тысячи письменных обращений. В ряде заявлений и жалоб граждан говорится о нарушениях законов работниками правоохранительных органов, недостатках в деятельности служб социального обеспечения, невнимательном отношении к обращениям на местах. В некоторых из них сообщается об ущемлении прав и интересов граждан, о бюрократизме и формализме при разрешении их законных требований со стороны местных органов власти, судов, поднимаются проблемы занятости трудоспособного населения, организации коммунального обслуживания.

Анализ обращений граждан позволил выявить круг наиболее волнующих население вопросов, изучение специфики вопросов в комитетах послужило основанием для организации многих контрольных мероприятий комитетов. Из года в год увеличивалось поступление от граждан предложений по улучшению отдельных правовых норм, что говорит о росте правовой и политической активности граждан, их вере в высший представительный орган страны.

В 2005-2009 годах проведено около 12,9 тысячи встреч и бесед с избирателями, на которых депутаты информировали население об осуществляемых в стране реформах во всех сферах жизни общества и их результатах, о сути и содержании принятых законов, указов Президента и постановлений правительства, о деятельности парламента, работе фракций политических партий Общее число статей, выступлений и интервью в средствах массовой информации, связанных с работой Законодательной палаты в 2005-2009 годы, составило около 10 тысяч.