Презентация двух скоростных пассажирских электровозов, собранных Чжучжоуской электровозостроительной компанией (ЧЭК, Zhuzhou Electric Locomotive Works), состоялась в пятницу на вокзале «Ташкент».

Это первые из 15 локомотивов нового типа, поставленные китайской компанией в рамках инвестиционного проекта по обновлению парка пассажирских локомотивов ГАЖК «Узбекистон темир йуллари».

Электровозы имеют проектную скорость движения 160 км/ч и потребляют на 15% меньше электроэнергии за счет применения асинхронных двигателей и рекуперативного торможения, возвращающего сэкономленную электроэнергию в тяговую сеть.

Для сравнения – используемые в настоящее время в Узбекистане локомотивы ЧЭК имеют максимальную скорость 120 км/ч. При использовании новых электровозов на маршруте «Ташкент-Самарканд» время пребывания в пути сократится на полчаса – с 3,5 до 3 часов.

Использование новых локомотивов позволит значительно сократить и эксплуатационные затраты. В течение первых трех лет затраты на текущее содержание электровозов будут покрываться поставщиком. После гарантийного периода они сократятся наполовину по сравнению с эксплуатируемыми сейчас электровозами.

Проект по обновлению парка локомотивов реализуется за счет долгосрочного льготного кредита, выданного в рамках финансово-технического сотрудничества Китая странам-членам Шанхайской Организации Сотрудничества.

Стоимость проекта составляет 75,53 млн долларов, финансирование осуществляется за счет кредита КНР на сумму 70,11 млн долларов и собственных средств «Узбекистон темир йуллари» в размере 5,42 млн долларов. Срок предоставления кредита – 20 лет, включая пятилетний льготный период, по ставке 2%.

Прогнозируемый годовой пассажирооборот после введения в эксплуатацию 15 электровозов составит 355 миллионов пассажирокилометров. а к 2031 году – 450 миллионов.

«Узбекистон темир йуллари» и Чжучжоуская электровозостроительная компания подписали контракт на поставку 15 скоростных пассажирских электровозов 21 июня 2008 года. Контракт вступил в силу 14 мая 2009 года.

Первоначально планировалось поставить первый локомотив в ноябре 2010 года, затем семь электровозов в феврале и оставшиеся семь – в марте 2011 года.

Однако по итогам переговоров в августе 2009 года с компанией Siemens – основным поставщиком электрического и электронного оборудования – была достигнута договоренность о досрочной поставке всех узлов в 2010 году.

В апреле была проведена презентация изготовленных электровозов, а в начале мая две машины были отгружены с завода-производителя. Планируется, что все оставшиеся локомотивы будут поставлены до конца года.

Ранее, в соответствии с подписанным в 2002 году соглашением, ЧЭК поставила в Узбекистан 12 электровозов. Ежегодно с их использованием выполняется свыше 43% пассажирских и более 30% грузовых перевозок на железных дорогах Узбекистана.