Портреты символов Ташкента: Гостиница «Чорсу»
Гостиница «Чорсу» в центре Ташкента, некогда символ города и гордость архитекторов, сегодня заброшена и сносится. «Газета.uz» рассказывает об истории, расцвете и упадке памятника советского модернизма, который так и не дождался реконструкции.
Гостиница «Чорсу» в центре Ташкента, некогда символ города и гордость архитекторов, сегодня заброшена и сносится. «Газета.uz» рассказывает об истории, расцвете и упадке памятника советского модернизма, который так и не дождался реконструкции.
В самом сердце Старого города, на пересечении трёх улиц, возвышается 23-этажная гостиница «Чорсу». Некогда величественное здание, образец позднего советского модернизма и символ архитектурных амбиций столицы, сегодня превратилось в обветшалое и заброшенное сооружение. За четверть века было предложено несколько проектов реконструкции объекта, однако ни один из них так и не состоялся. Гостиница, построенная по оригинальному проекту, в котором органично переплетаются элементы советского модернизма и национальные мотивы, в этом году будет снесена.

Корреспонденты «Газеты.uz» отправились на исследование самого известного долгостроя Ташкента, чтобы вспомнить о судьбе некогда процветавшей гостиницы и её лучших временах.
Архитектурные предпосылки
История архитектурного облика Ташкента всегда была темой для споров о традициях и современности. В исследованиях историка архитектуры Бориса Чуховича говорится, что ещё в далёком 1929 году советский архитектор Александр Сильченков, работая над генпланом столицы, поставил амбициозную цель — объединить «Старый и Новый город» в единое целое. Однако путь к этому единству оказался долгим и непростым, а «переустройство» этих двух частей города шло весьма неравномерно.
Все фотографии кликабельные. Нажмите на изображение, чтобы увидеть описание.
Все фотографии кликабельные. Нажмите на изображение, чтобы увидеть описание.
Первой серьёзной попыткой внедрить новую архитектуру в пространство Старого города стало строительство проспекта Навои. Величественные здания в сталинском стиле, а позже и модернистские сооружения, среди которых особенно выделялся кинотеатр Панорамный, стали первыми вестниками грядущих перемен. Но основное внимание архитекторов 1960-х годов всё же было приковано к историческому центру Нового города, для которого с 1964 года разрабатывались всё более детальные планы застройки.

Старый город в этот период развивался иначе — здесь не было единого, выверенного плана детальной планировки. Застройка велась точечно, от объекта к объекту, что создавало особую, почти органическую логику развития этого сложного городского пространства. Однако, по мнению Бориса Чуховича, именно такой подход позволил сохранить уникальный характер исторической части Ташкента, не разрушив его полностью в угоду современной застройке.
Площадь имени Юлдаша Ахунбабаева. Налево — улица Бешагач, прямо — Самарканд-Дарбаза. 1968г. Автор: Эрхард К.
Площадь Чорсу (им. Юлдаша Ахунбабаева) давно привлекала внимание архитекторов, которые планировали возвести здесь и Дворец хлопкоробов, и комплекс сооружений дома быта, и кинотеатр. Но ни один из проектов не смог предложить оптимального градостроительного решения для этого исторически значимого места. В связи с увеличением туристического потока в столицу в середине 1970-х годов Главное архитектурно-планировочное управление Ташгорисполкома приняло решение о строительстве гостиницы на важном градостроительном узле, издавна служившим дорожной развязкой для торговцев.
«Одним из очагов, вокруг которого в 1960-е годы формировалась новая застройка, стало пространство между площадью Чорсу и площадью им. Юлдаша Ахунбабаева. Уже к началу 1966 года, до землетрясения, Узгипроторг подготовил проект ГУМа с примыкающей к нему справа 12-14-этажной гостиницей в виде вертикальной пластины-параллелепипеда, объединённой с ГУМом общим стилобатом вестибюля. Авторами проекта стали архитекторы Л. Комиссар, А. Фрейтаг и И. Пак», — отмечает Борис Чухович.
реклама
реклама
Хотя строительство универмага успешно завершили к 1972 году, работы по возведению гостиницы были отложены. Новый этап в истории проекта начался в середине 1970-х, когда объявили конкурс на застройку площади Чорсу. Победила в нём бригада талантливого ташкентского архитектора Владимира Спивака, который спроектировал Чиланзарский торговый центр (1962) и ресторан «Зарафшан» (1970). Главным элементом нового проекта стала гостиница, расположившаяся на изгибе улиц Беруни и Самарканд-Дарбаза и замкнувшая таким образом перспективу проспекта Навои.
Теперь перед архитекторами стояла важная задача — воплотить этот амбициозный проект в жизнь, учитывая все технические сложности строительства высотного здания в сейсмоопасной зоне и особенности местного климата. Ситуацию усугубляла разнохарактерность окружающей застройки, где соседствовали жилые дома, крупные общественные здания и бесценные памятники архитектуры. Авторскому коллективу института предстояло создать не просто гостиницу, а настоящий архитектурный символ, который смог бы органично соединить традиционный колорит Старого города с современными технологиями строительства.
История строительства
«К проекту здания на завершении оси улицы Навои приступали не раз, но окончательный заказ поступил в М-3, естественно, к В. Спиваку, в конце 60-х годов. Около трёх месяцев шёл поиск вариантов, но ни один из них не производил должного впечатления. Слишком ответственное место, слишком большая задача. Однако такие задачи в одиночку не решаются. Поэтому дуэт “В. Спивак и Л. Нефёдоров” на неделю заперлись в квартире у Спивака. Можно только догадываться, как они стимулировали себя в этот ответственный момент. Но через неделю они торжественно представили на совете института проект 16-этажной башни гостиницы», — пишет Александр Калисламов в журнале «Строительство и архитектура Узбекистана».
Когда команда архитекторов — В. Спивак, Л. Нефёдов и Н. Зологина, а также инженеров — А. Асанов, А. Сидельников, Н. Бронь и С. Пестрикова — приступили к работе над проектом, они решили полностью пересмотреть первоначальную концепцию здания. Вместо простой вертикальной пластины появилась оригинальная трёхосная композиция, которая должна была стать настоящим украшением старого города. Три равных фасада выходили на разные части города: один смотрел на Октябрьский рынок (ныне Чорсу), второй — на Бешагачскую улицу, ведущую через Старый город к площади Бешагач, а третий — на улицу Беруни и прилегающий старогородской район.
Как отмечает Борис Чухович, эта симметричная форма отвечала градостроительной ситуации, но содержала внутренние проблемы. Северный фасад практически весь день оставался в тени, тогда как юго-восточный и юго-западный были обращены к палящему солнцу, что означало серьёзную разницу температурных режимов для гостиничных номеров, выходящих на эти стороны.

Для коррекции перегрева двух фасадов авторы прибегли к изобретательной солнцезащите: на юго-восточной стороне на балконах были установлены солнцезащитные экраны шириной в метр, на юго-западной — в полтора метра, тогда как северная сторона была полностью открыта. Таким образом, глубина элементов разнилась в зависимости от интенсивности солнечного света, но при этом углы обзора каждой пары сторон были такими, что асимметрия не бросалась в глаза. Выложенная в форме восточной арки солнцезащита искусно вписалась в общий облик здания.
Настоящие испытания начались на этапе строительства. По заключению геологов выбранное место было непригодно для строительства такого типа зданий. Однако инженеры нашли решение: они создали фундамент из длинных свай, уходящих в землю на 10 метров. Для каждой сваи подбирались свои технические характеристики. Например, длина определялась не только несущей способностью, но и уровнем залегания опорного слоя грунта. Наблюдения за осадкой фундамента велись с начала строительства. Основание оказалось настолько прочным, что могло выдержать здание высотой в 30 этажей. Однако необходимость в столь крупном отеле на этом месте отсутствовала, поэтому проект остановили на 23 этажах.
Так в начале ХХ века выглядела площадь, где построена гостиница «Чорсу». Здесь жили люди в домах из сыркового кирпича, располагалась часть базара и протекал речка Уккош. Фото из журнала «Строительство и архитектура в Узбекистане».
«Когда здание дошло до уровня 15 этажа, и строители забегали: “нельзя поднять этажность гостиницы!”, главный конструктор института Асанов выдал секрет, что он заложил в проект фундаменты и несущие конструкции с учётом уровня 20 этажей. И пока институт отбивался от требований со стройки, пришло предложение “сверху” — продумать вопрос об увеличении этажности здания. Асанов, посмеиваясь, уже проектировал конструкции гостиницы в 20 этажей», — заключает Александр Калисламов в журнале «Строительство и архитектура Узбекистана».
В строительстве высотного здания применили революционный для того времени метод «подъёма перекрытий». Он позволял создавать перекрытия на уровне земли, а затем поднимать их на проектную высоту с помощью специальных домкратов. Такой подход не только ускорял строительство, но и обеспечивал высокое качество работ, так как большая часть монтажа выполнялась в удобных условиях на земле. Кроме того, это техническое новшество позволило возвести столь необычное по форме здание в сейсмоопасной зоне, создав более твёрдую и устойчивую конструкцию.

В результате гостиница достигла впечатляющей высоты — 67,8 метров до крыши и 72,7 метра вместе с декоративными надстройками над осевыми башнями, став самым высоким архитектурным сооружением советского Ташкента, не считая Телебашни.
«Можно с уверенностью сказать, что будущий гостиничный комплекс впишет новую страницу в практику проектирования и строительства Ташкента», — отмечают авторы журнала «Строительство и архитектура в Узбекистане».
Планировка и
интерьерное оформление
Гостиница вместительностью 1104 места состояла из двух основных частей: высотной башни и двухэтажного основания.

Высотная часть здания из трёх башен напоминала традиционные минареты — характерный элемент исламской архитектуры, но переосмысленный в современном ключе. Особую выразительность фасаду придавала крупноразмерная керамическая плитка с рельефным рисунком. В башне располагались комфортабельные номера различных категорий — от стандартных одно- и двухместных до роскошных люксов и апартаментов на верхних этажах. Для удобства гостей на нескольких этажах были оборудованы уютные буфеты, а перемещение между этажами обеспечивали шесть скоростных лифтов и две просторные лестницы.
В двухэтажной части здания разместился целый комплекс услуг для гостей и общественных пространств: просторный вестибюль, парикмахерская, камера хранения, туристический кабинет и другие службы сервиса. Особой гордостью гостиницы был ресторанный комплекс, включавший в себя элегантный зал ресторана на 450 посадочных мест, уютное кафе на 200 мест и два камерных банкетных зала. В подвальном этаже располагались складские и технические помещения, которые обеспечивали бесперебойную работу этого масштабного гостиничного комплекса.
В архитектурном облике гостиницы «Чорсу» особое внимание было уделено оформлению интерьеров. Они отличались строгостью и лаконичностью. Основой дизайнерского решения стало использование долговечных материалов местного производства — гранита, мрамора и крупноформатной керамической плитки, которые придают помещениям особую монументальность и вместе с тем уют. Примечательным элементом дизайна стал структурный потолок в зале кафе, выполненный из плит травертина в виде «гармошки» с переменным шагом волны — необычное решение, демонстрирующее возможности создания сложных композиций из стандартных материалов.
Настоящим произведением искусства можно назвать оформление общественных зон гостиницы. Здесь талантливые художники-монументалисты создали целую галерею уникальных работ. Монументалист Александр Кедрин в своём декоративном рельефе «Боги-Шамал» («Сад ветров») впервые применил инновационную технику сочетания керамики и цветного стекла с внутренней подсветкой. Художник Абдумалик Бухарбаев выполнил в технике интарсия банкетный зал на тему «Русь», а его коллега Азат Хабибуллин расписал стены второго банкетного зала «Ташкент» методом восковой живописи. Главный вход здания украшал барельеф, созданный Талибом Касымовым.
Авторы проекта также считали, что большую роль в эстетическом восприятии интерьера гостиницы играют современная, добротная меблировка и освещение. Жилые номера обставлены мебелью норвежского производства, а общественные зоны — мебелью японской фирмы. Люстры и светильники австрийской фирмы в вестибюлях и ресторанных залах завершают образ этого уникального архитектурного ансамбля.
Из «Чорсу» в «Москву»
С историей названия гостиницы связана любопытная трансформация, отражающая как архитектурную эволюцию проекта, так и политические веяния того времени. Первоначальный проект, носивший название «Чорсу», был выполнен в строгом модернистском стиле. Здание резко контрастировало строгими геометрическими формами с декором и пластикой окружающей исторической застройки, ближайшим примером которой было медресе Кукельдаш.
«В процессе своей эволюции проект “обогатился” историческими цитатами в виде огромных “восточных” арок, изображённых на фасадах при помощи вертикальных солнцезащитных элементов. Теперь диалог с Шахристаном выстраивался уже не на контрасте бетона и кирпича, брутального геометризма и чувственной пластики, модернизма и традиции, а как архитектурный парафраз, «старый сюжет на новый лад», — пишет Борис Чухович.
реклама
реклама
Но к моменту завершения строительства в 1982 году гостиница получила новое название — «Москва». По словам Бориса Чуховича, это переименование, казавшееся несколько противоречивым на фоне ориентального декора здания, было связано с политическим контекстом того времени: в период разворачивания «хлопкового дела» руководство республики стремилось продемонстрировать лояльность центру. Так техническое новаторство, архитектурные находки и политические реалии переплелись в истории одного из самых заметных зданий Ташкента.
Лучшие годы гостиницы
Гостиница «Москва» стала одним из знаковых архитектурных проектов Ташкента, привлекая внимание профессионального сообщества своим неординарным решением. Ведущие архитекторы, учёные и эксперты того времени отмечали её как пример успешного сочетания современной архитектуры с традиционными среднеазиатскими мотивами.
Несмотря на отдельные критические замечания о градостроительных аспектах проекта, гостиница неизменно упоминалась в одном ряду с такими значимыми объектами столицы, как Дворец Дружбы народов и Дом кино, что говорит о её высокой оценке современниками.
  • Александр Синий
    Советский архитектор , автор проекта ресторана «Зарафшан»
    Из большого числа интересных объектов последних лет наиболее значительными считают архитектуру станции метро «Проспект Космонавтов», градостроительное решение площади Чорсу с гостиницей «Москва».
  • Иосиф Ноткин
    Советский архитектор, градостроитель и реставратор, доктор архитектуры
    К наиболее интересным объектам последних лет отношу Дворец Дружбы народов, гостиницу «Москва», Дом кино. Они обстоятельно обсуждались архитектурной общественностью наряду с достоинствами (затейливость облика, изобретательность в решении интерьеров) имеют и недостатки (в основном градостроительного порядка — неубедительность пластической трактовки — то банальной, то вычурной, упрощенность включения объекта в сложившееся окружение), которые, к сожалению, лишают эти значительные произведения столичной архитектуры ориентации на них, как на идеи, за которыми будущее.
  • Пулат Хабибуллаев
    Советский и узбекский учёный, академик, президент Академии наук Узбекской ССР
    В последние десятилетия в Узбекистане появилось немало новых интересных архитектурных решений. Таковы в Ташкенте гостиницы «Узбекистан» и «Москва», Дом кино, Дворец Дружбы народов, некоторые станции метро, ряд многоквартирных многоэтажных жилых домов, где использованы приемы среднеазиатской традиционной архитектуры (майоликовые облицовки, системы арочных лоджий, фигурные решетки-панджара, резной ганч и др.). К сожалению, такого рода интересные здания сконцентрированы лишь в столице Узбекистана, в других же крупных городах царит унылый стандарт типовой застройки.
В августе 1982 года новый туристический комплекс Ташкента — гостиница «Москва» — принял своих первых посетителей. Проект стал вкладом проектировщиков и строителей в честь большого события для столицы. Его открытие было приурочено к знаменательной дате — 2000-летию Ташкента.
Первые годы после открытия стали поистине золотой эпохой для гостиницы. Величественное бело-голубое здание было одним из самых желанных мест размещения для туристов, приезжавших в Ташкент. Удачное расположение в самом сердце Старого города, рядом с колоритным базаром «Чорсу», крупным универмагом и историческими достопримечательностями по типу медресе Кукельдаш, делало гостиницу особенно привлекательной для приезжих. Особым спросом пользовались VIP-номера на верхних этажах, где останавливались именитые гости столицы.

По советской номенклатуре «Москва» считалась гостиницей «первого сорта» и имела более скромный статус по сравнению с отелем «Узбекистан». Жилые номера в основном были компактными с низкими потолками, что ставило гостиницу чуть ниже «Узбекистана», хотя VIP-номера проектировались с учётом повышенного уровня комфорта.
Гостиница пользовалась популярностью не только среди приезжих, но и у местных жителей. В советские годы место служило центром притяжения для ташкентцев — здесь назначали встречи, проводили семейные торжества в ресторане, а по выходным обязательно включали в свой променад прогулку мимо здания по пути на базар «Чорсу» или в соседний универмаг ГУМ.
Изображение гостиницы украшало открытки, почтовые марки и значки, а её силуэт стал одним из символов современного Ташкента того времени.
Крах мечты о грандиозности
После распада Советского Союза и обретения независимости гостинице вернули её историческое название — «Чорсу». Однако вместе с этим начался её долгий путь к упадку и запустению. В 2000 году гостиничный комплекс, который на то время ещё принимал гостей, закрыли на реконструкцию в рамках мер по развитию туристической сферы. Это стало отправной точкой для двух десятилетий громких заявлений, многомиллионных инвестиций и нереализованных проектов.
История реконструкции «Чорсу» напоминает захватывающий, но печальный роман, где главные герои — многочисленные инвесторы — появляются и исчезают, оставляя после себя лишь пустые обещания. Первой попыткой «возродить» гостиницу стало партнёрство с турецкой компанией Emsash в 2002 году, которая обещала вложить 10 млн долларов, но проект так и остался на бумаге.

В 2010 году эстафету подхватила южнокорейская Daegeon Global Co. Ltd, купившая здание за 7 млн долларов и пообещавшая вложить ещё 18 миллионов. Макеты будущего отеля пестрели в социальных сетях, их даже демонстрировали президенту Исламу Каримову, но дальше красивых картинок дело не продвинулось.
реклама
реклама
Как утверждают архитекторы проектного института «Ташгипрогор», в первые десять лет реконструкция здания была вполне возможна. Но последующая неопределённость и затянувшееся ожидание в его судьбе привели к необратимым последствиям. Железобетонные конструкции, простояв четверть века под открытом небом, обветшали и частично разрушились. Голые колонны и балки годами долго подвергались внешнему воздействию осадков, ветров и перепадов температур, что привело к снижению прочности бетона и деформации конструкций. Интерьеры и внутреннее оформление были утрачены безвозвратно.
В 2012 году новое постановление о развитии туристического потенциала Ташкента обещало завершить реконструкцию гостиницы к июлю 2013 года. Спустя два года обновлённый проект представили Исламу Каримову, пообещав открыть к празднику Навруз «Новый Чорсу». С тех пор прошло немало Наврузов, но разговоры о новом отеле остались разговорами.

В 2016 году к гостинице проявила интерес японская компания Toyoko-Inn, однако инвесторы быстро утратили интерес, осознав всю плачевность состояния объекта. Через два года «Чорсу» была продана компании Inter Tourism за 33 млн долларов, которая планировала превратить её в четырёхзвездочный отель и создать туристический центр «Старый город». Но и этим мечтам не суждено было сбыться — инвесторы не справились с обязательствами, а договор расторгли через суд.
Последняя попытка «вернуть к жизни» гостиницу случилась в 2020 году, когда здание приобрела компания Ittihad International Investment LLC из ОАЭ за 16,9 млрд сумов. Согласно условиям аукциона, инвестор обязался за 2 года вложить не менее 25 млн долларов, создать гостиничный сервис трёхзвёздного уровня и 150 новых рабочих мест. Четыре года спустя результат всё тот же: ни инвестиций, ни ремонта, ни обещанных рабочих мест.
В ноябре 2024 года гостиница «Чорсу» снова перешла в руки новых владельцев. По проекту немецкого бюро Tchoban Voss Architekten в текущем году начнётся масштабная реконструкция, которая продлится четыре года. Поскольку здание в его первозданном виде уже не спасти, на его месте должна вырасти 29-этажная гостиница, повторяющая узнаваемый силуэт своей предшественницы. Проект предусматривает создание целого комплекса с бизнес-центром, жилыми домами, магазинами и кафе.
И если предстоящая реконструкция реализуется, она станет концом непростой истории гостиницы «Чорсу» — молчаливого свидетеля эпохи несбывшихся надежд и упущенных возможностей.

Текст подготовила Фарзона Хамидова.

Автор фотографий Евгений Сорочин.

Все права на текст и графические материалы принадлежат изданию «Газета.uz». С условиями использования материалов, размещённых на сайте интернет-издания «Газета.uz», можно ознакомиться по ссылке.


Знаете что-то интересное и хотите поделиться этим с миром? Пришлите историю на sp@gazeta.uz

Комментарии

Отправить Выйти Отменить От: Осталось 6000 символов.
Авторизация на Газета.uz

Авторизуйтесь на сайте, чтобы получить доступ к дополнительным возможностям.