Проблема ДТП на железнодорожных переездах, которые являются зоной повышенной опасности, в Узбекистане остается крайне серьезной. Аварии на переездах приводят к тяжелым последствиям, связанным с человеческими жертвами, порчей транспорта и рельсов, потерей грузов.

Согласно статистике, опубликованной на сайте инспекции «Узгосжелдорнадзор», с начала 2009 года в стране допущено 18 случаев наезда подвижного состава на автотранспорт на железнодорожных переездах. По вине водителей легковых и грузовых автомобилей погибли 8 человек.

Наибольшее количество наездов допущено в Сурхандарьинской (четыре), Ташкентской и Самаркандской (по три) областях. Для сравнения – в аналогичном периоде прошлого года было зафиксировано 19 случаев наезда поездов на автомобили, в результате которых погибло 11 человек.

Специалисты отмечают, что во всех без исключения случаях аварий виноват человеческий фактор. Водители автомобилей, грубо нарушают правила дорожного движения, объезжая закрытые шлагбаумы и выезжая на переезд при запрещающем сигнале светофора.

В Узбекистане в общей сложности имеется 1380 железнодорожных переездов. В том числе на путях «Узбекистон темир йуллари» – 575 переездов (включая 146 охраняемых и 429 неохраняемых), а на подъездных путях министерств и ведомств – 805 переездов (28 и 777).

Наиболее опасными с точки зрения количества совершаемых ДТП являются неохраняемые переезды, на долю которых в этом году пришлось 72% наездов. Факт более чем настораживающий, особенно учитывая, что на подавляющем числе неохраняемых переездов имеются устройства автоматической сигнализации.

Один из последних случаев наезда случился 8 августа на неохраняемом переезде перегона Назарбек-Келес. Грузовой поезд столкнулся с «КамАЗом», в результате водитель грузовика скончался на месте, а машинист электровоза и его помощник получили тяжелые травмы. С рельсов сошли две тележки электровоза, повреждено 270 метров железнодорожного пути, электровоз и устройства связи и сигнализации. Движение поездов по перегону на определенное время было закрыто для ликвидации последствий аварии.

Для предотвращения ДТП на железнодорожных переездах с интенсивным движением автотранспорта, через которые курсируют скоростные пассажирские поезда, в настоящее время дополнительно к шлагбаумам устанавливаются устройства заграждения переездов (УЗП, барьеры-автоматы).

На сегодняшний день 39 охраняемых железнодорожных переездов страны из запланированных 50 уже оборудованы УЗП. Данные устройства преграждают въезд транспортного средства в опасную зону при поступлении сигнала о приближении поезда к переезду.

Кроме того, соответствующие службы проводят беседы с водителями автохозяйств, автотранспортных цехов предприятий, владельцами частного транспорта и с жителями расположенных вблизи железной дороги населенных пунктов.