Новый механизм разработан в соответствии с постановлением Президента от 7 февраля «Об оптимизации системы государственных закупок и расширении привлечения к ним субъектов малого бизнеса» («Газета.uz» об этом уже писала).

По мнению специалистов Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи (УзРТСБ), новый механизм в стратегическом плане можно смело назвать новым этапом модернизации экономики страны.

Обновленный порядок госзакупок основан не просто на гарантиях расширения доступа к участию в конкурсах на получение госзаказов на поставку товаров (работ, услуг) субъектов малого бизнеса, но и призван обеспечить дальнейшее развитие среди потенциальных поставщиков здоровой конкуренции и прозрачности сделок.

Роль нового механизма госзакупок с привлечением к торгам широких слоев предпринимательского сообщества не просто позволит значительно сэкономить государственные средства, но и получить дополнительный экономический эффект от расширения объемов и номенклатуры выпускаемых частным бизнесом товаров.

Главенствующая роль малого бизнеса закреплена в постановлении главы государства: «При проведении тендеров по государственным закупкам, при прочих равных условиях, предпочтение отдается субъектам малого бизнеса», а «отбор подрядной организации для выполнения работ по строительству и реконструкции объектов со стоимостью до 500 млн сумов, финансируемых за счет средств государственного бюджета и иных централизованных источников, осуществляется исключительно среди субъектов малого бизнеса».

Как будет работать новый механизм госзакупок? В соответствии с постановлением Президента утвержден детальный план мероприятий, предусматривающий осуществление комплекса практических мер, одной из которых является создание информационного портала по государственным закупкам.

Основной функцией сайта, уже запущенного по адресу Goszakupki.uz, является доведение до всех потенциальных участников тендеров информации о размещении государственных заказов на закупки товаров, работ или услуг. В настоящее время ведется наполнение портала содержанием.

На сайте Goszakupki.uz будут размещаться список госзаказов (в том числе по регионам), планы-графики размещения заказов, реестры государственных контрактов и организаций, справочная информация.

Пользователи ресурса смогут в свободном режиме получать весь комплекс необходимой информации, в том числе наименование и адрес заказчика, источники финансирования предмета торгов, дату начала проведения конкурса, сведения о его продолжительности и дату окончания торгов. Здесь же можно будет найти стартовую цену предмета торгов, его характеристики (спецификации), размер лота и прочую необходимую информацию.

В постановлении Президента указывается, что государственные закупки отдельных видов товаров (работ, услуг), перечень которых определяется Правительственной комиссией по государственным закупкам, по одному контракту на сумму в эквиваленте от 300 долларов до 100 тысяч долларов осуществляются посредством электронных торгов, организуемых УзРТСБ.

Основными принципами электронных торгов являются обеспечение участия всех потенциальных поставщиков, гласность и публичность торгов и их результатов, а также равенство всех аккредитованных участников и объективность при определении победителей. При этом сведения о конкретных победителях публикуются только после завершения торгов.

Для участия в биржевых торгах по госзакупкам необходимо пройти бесплатную процедуру аккредитации, которая имеет бессрочный характер. Аккредитация подлежит корректировке только в случае, если участник торгов изменил форму собственности, наименование организации или реквизиты.

По результатам аккредитации поставщику открывается отдельный лицевой счет, соответствующий его индивидуальному номеру пользователя (ИНП). Затем биржа предоставляет поставщику адрес электронной почты, на который осуществляется рассылка информации обо всех проводимых торгах.

Постановлением определено, что информация о размещении государственных заказов путем объявления о проведении торгов должна публиковаться не позднее, чем за 30 дней до начала проведения торгов.

Торги проходят в форме аукциона продолжительностью не менее пяти дней, в ходе которого заказчики объявляют приемлемую для них цену, а поставщики предлагают минимальную цену за лот. Заявки от поставщиков подаются согласно стандартным формам в электронном виде. При желании снизить цену поставщики имеют право ввести новую заявку с более конкурентной ценой.

Торги считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее трех потенциальных поставщиков. Если в торгах принял участие только один или два поставщика, торги считаются несостоявшимися, определение победителя торгов не проводится и заказчик назначает новое время проведения торгов и размещает объявление на сайте биржи.

При наступлении времени окончания торгов система автоматически определяет заявку с наименьшей из поданных за все время проведения торгов ценой. Поставщик, подавший заявку с наименьшей ценой, отбирается электронной системой в качестве победителя торгов.

Наименование организации-поставщика отображается в электронной системе, которая формирует текст контракта между заказчиком и поставщиком–победителем торгов в соответствии с условиями, изложенными в спецификации предмета торгов. Типовые формы контракта между заказчиком и поставщиком на поставку товара, оказание услуг и выполнение работ разрабатываются биржей по согласованию с Министерством юстиции.

В течение трех рабочих дней заказчик и поставщик, победивший на торгах, или по их поручению их агенты обязаны подписать контракт, сформированный электронной системой биржи.

В случае отказа заказчика от подписания контракта на него распространяются санкции, предусмотренные Законом «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов» за отказ от оплаты товара. Информация об отказе заказчика от подписания контракта направляется в правительственную комиссию для принятия мер в отношении должностных лиц заказчика.

В случае отказа поставщика, победившего на торгах, от подписания контракта, его финансовый задаток, за исключением комиссионных биржи, передается заказчику в качестве компенсации за понесенный ущерб. На поставщика, победившего на торгах, но отказавшегося от подписания контракта, без учета выплаченной заказчику компенсации, распространяются санкции, предусмотренные вышеуказанным законом за отказ от поставки товара.

Поставщик, победивший на торгах, но отказавшийся от подписания контракта, вносится в реестр недобросовестных поставщиков и размещается на сайте. Эти поставщики в дальнейшем не допускаются к участию в торгах в течение одного года.

В случае отказа поставщика, победившего на торгах, от подписания контракта, победителем торгов признается поставщик, предложивший лучшую для заказчика цену, после цены поставщика, победившего на торгах и отказавшегося от подписания контракта. Контракт со вторым победителем торгов подписывается с учетом цены, предложенной им на торгах.

В случае если разница между ценой, предложенной поставщиком, победившим в торгах и отказавшимся от подписания контракта, и ценой, предложенной вторым победителем торгов, не покрывается финансовым задатком, удержанным с поставщика, победившего на торгах, но отказавшегося от подписания контракта, он обязан в течение пяти рабочих дней с момента выставления претензии со стороны заказчика возместить эту разницу.

Если претендент на участие в торгах – предприятие малого бизнеса, не соответствующее установленным квалификационным требованиям, представляет поручительство Торгово-промышленной палаты, уполномоченного банка или соответствующий полис страховой компании, он допускается до торгов. В случае его победы на торгах и невыполнения им в последующем принятых контрактных обязательств, поручители несут вместе с ним солидарную ответственность перед заказчиком.

Разногласия и споры, возникшие в процессе торгов, жалобы на действия и решения заказчика, организатора торгов, рабочего органа или других участников торгов рассматриваются хозяйственным судом в порядке, установленном законодательством.

Заявления поставщиков-предприятий малого бизнеса по вопросам нарушения предоставленных им прав в обеспечении допуска к торгам или посредством ограничения конкуренции со стороны заказчиков или рабочего органа, а также неисполнения заказчиками обязательств по заключенным на торгах контрактам, рассматриваются хозяйственными судами в первоочередном порядке.

При этом предприятия малого бизнеса освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений на решения рабочего органа независимо от исхода судебного решения, а при подаче заявления против заказчика уплачивают государственную пошлину в сумме не менее, чем в два раза, против установленной.