Индекс покупательского спроса (ИПС) населения Узбекистана рассчитан на основе опросов домашних хозяйств, проведенных Государственным комитетом по статистике в марте, июне, сентябре и декабре прошлого года.

Обследование домохозяйств проводится в соответствии с разработанной институтом методикой с репрезентативной выборкой (1200 респондентов) и охватом всех регионов республики.

ИПС позволяет определить факторы, влияющие на спрос потребителей – инфляционные ожидания, устойчивость доходов, имущественная обеспеченность и сберегательный потенциал домохозяйств.

Показатель индекса в пределах 0-50 означает крайне пессимистическое настроение, 51-100 – умеренный пессимизм, 101-130 – умеренный оптимизм, 131-160 – оптимизм среднего уровня и 161-200 – высокий уровень оптимизма.

ИПС товаров и услуг за прошлый год в целом свидетельствует об устойчиво оптимистическом настроении потребителей в Узбекистане – 132 в марте, 128 в июне, 131 в сентябре и 135 в декабре, отмечается на сайте института.

В последнем квартале прошлого года наиболее высокий индекс покупательского спроса складывался на товары – 143, включая продукты питания – 156, дорогостоящие товары длительного пользования – 136 и стройматериалы – 129.

Частный индекс спроса на услуги составил 114, имея наибольшие значения по индексам спроса на услуги транспорта – 127, связи – 124 и образования – 117.

По сравнению с третьим кварталом в четвертом квартале индекс покупательского спроса вырос на 4 пункта за счет увеличения спроса на товары на 8 пунктов (прежде всего, на продукты питания – на 3 пункта, товары длительного пользования – 5 и стройматериалы – 14), а также спроса на услуги (услуги отдыха – 10 пунктов, связи – 8, медицинские – 4 и транспортные – 4).

Ежеквартально в 2010 году в среднем 3% опрошенных респондентов планировали покупку автомобиля, по факту покупал всего 1% респондентов. В январе-июне 2011 года на дорогостоящие товары собираются увеличить свои расходы 56% наиболее обеспеченных семей и 35% среднеобеспеченных семей.

Увеличение спроса потребителей на товары длительного пользования требует стимулирования расширения отечественного производства этих товаров, а также развития потребительского кредитования в республике, считают специалисты института.

Потребительские кредиты при покупке дорогостоящих товаров использовали лишь 1-2% респондентов, что свидетельствует о высоком спросе на потребительские кредиты и относительно низком уровне их развития.

Фактор сезонности в первом-четвертом кварталах прошлого года наиболее повлиял на динамику спроса на отдельные виды товаров и услуг. В частности, в зимний период сократился спрос на фрукты и овощи и безалкогольные напитки, но повысился спрос на теплую одежду и обувь для детей и взрослых, лекарства.

Снизился текущий спрос на товары длительного пользования (мебель, ковры, посуда, кухонные и бытовые товары, предметы престижа) и стройматериалы, наиболее востребованные в летне-осенний период, т.е. во время проведения свадеб, строительных работ и т.д.

В течение года респонденты отметили увеличение своих доходов. Эффект экономического роста, а также роста минимальных зарплат был особо ощутимым в третьем и четвертом кварталах. Индекс ожидаемого роста доходов домохозяйств в четвертом квартале составил 142, что свидетельствует о сохраняющемся высоком уровне оптимизма населения в части будущих доходов.

В то же время мнения потребителей относительно уровня цен менее оптимистичны. Рост цен на продукты питания в четвертом квартале отметили 88,9% опрошенных домохозяйств. Индекс ожидаемых потребительских цен по продуктам питания в январе-июне 2011 года составил 187.

Индекс ожидаемого роста цен по сравнению с третьим кварталом возрос по всем позициям: на продукты питания – на 16 пунктов, товары повседневного спроса – 15, товары длительного пользования – 14, услуги – 15 пунктов (в том числе транспортные услуги – на 9 пунктов, медицинские – 11, образовательные – 10, бытовые и прочие услуги – 19).

Ввиду отсутствия альтернативных финансовых инструментов потребители продолжают инвестировать сбережения в виде материальных активов. В четвертом квартале 2010 года лишь 4% респондентов планировали вкладывать деньги в банки, 32% – в ремонт и строительство жилья, 9% – в покупку дома или квартиры. Принятые государством меры по расширению масштабов жилищного строительства и отечественного производства стройматериалов будут способствовать увеличению индивидуального строительства жилья в соответствии со спросом потребителей.

По результатам опросов определена сила предсказания или достоверность прогнозов потребителей. Если по результатам обследования в сентябре 2010 года респонденты превысили планируемые расходы только по стройматериалам и товарам длительного пользования (дорогостоящим товарам), то по обследованиям в декабре превышение было как по товарам, так и по услугам. Это свидетельствует о росте платежеспособности населения и благоприятной ситуации для покупателей на потребительском рынке в июле-декабре.

Согласно данным обследований, в декабре не была удовлетворена потребность населения в бытовой электротехники (телевизоры собирались покупать 4,2% респондентов, купили 2,5%, холодильники – 6,7% и 2,4%, стиральные машины – 3,2% и 0,8%, пылесосы – 5,2% и 2,2%, швейные машины – 3,1% и 1,2%, персональные компьютеры – 2,5% и 0,6%, спутниковые антенны – 4,6% и 1,2%).

Выявленная разница в ожиданиях и фактических расходах домохозяйств на товары и услуги условно может характеризовать потенциальный спрос и служить ориентиром для повышения отечественного производства по данным видам продукции.

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров был создан в соответствии с постановлением Президента от 30 июля 2008 года на основе реорганизации Центра социально-экономических исследований.