О том, что стоит за этими цифрами, на встрече с журналистами рассказали специалисты Центра экономических исследований (ЦЭИ).

Рассчитывать ИДА в республике начали с третьего квартала 2009 года, и это исследование является совместной инициативой ЦЭИ и Торгово-промышленной палаты Узбекистана (ТПП).

В основу ИДА ложатся ответы руководителей 552 предприятий Узбекистана. Они представляют все регионы республики и работают в пяти отраслях, в числе которых промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание. Сводный ИДА дается как средневзвешенный индекс по 16 показателям.

Индекс деловой активности ставит перед собой задачи дать сводную оценку восприятия текущей ситуации в экономике, показать вектор развития деловой активности, оценить настрой и нацеленность узбекского бизнеса.

ИДА также рассчитывается в разрезе отраслей и регионов. Показатель ИДА по результатам второго квартала означает, что доля предприятий, наблюдавших рост производства, превышает на 28,9% долю компаний, которые имели отрицательный рост.

Еще выше показатели ИДА за первқй квартал – 34 пункта. Если говорить о составляющих общего показателя, то, например, ИДА по прибыли показывает еще более оптимистичное значение – 39,4. Это говорит, по мнению аналитиков, о расширении возможностей частного бизнеса по созданию рабочих мест.

Однако, как показывает реальность, в республике одновременно усиливается темп роста цен (35,3 пункта). А значит, делают выводы специалисты, рост деловой активности не в полной мере трансформируется в усиление конкурентной борьбы.

ИДА показывает и другие тенденции. Например, до 70% ответов руководителей свидетельствовали, что их предприятия не являются участниками внешнеэкономической деятельности. Это, в свою очередь, говорит о недостаточной степени конкурентоспособности отечественных товаров и услуг.

При этом 158 из общего числа руководителей предприятий-неэкспортеров, считают, что у их предприятий нет необходимости осуществления экспорта, 144 признались, что им трудно найти зарубежного партнера, 115 считают, что у них нет проблем в осуществлении экспорта, у 105 такой проблемой является незнание иностранного языка, у 87 нет знаний о том, как экспортировать.

Специалисты ЦЭИ и ТПП отмечают постоянный оптимизм респондентов, когда речь идет о прогнозе ИДА на очередной период. Так, в третьем квартале бизнесмены дают прогноз ИДА на уровне 33,1. При этом ими прогнозируется рост ИДА по заработной плате (до 37,4) и по прибыли.

Как показывает исследование, самые высокие показатели ИДА показывают промышленно развитые регионы Узбекистана, в их числе – Ташкентская, Андижанская, Навоийская области и город Ташкент. Отраслями-локомотивами являются промышленность, торговля и общественное питание.

И немного об Индексе деловой среды. С текущего квартала в рамках исследования одновременно с ИДА предприниматели оценивают бизнес-среду, в которой они работают. Из 552 опрошенных оценили бизнес-среду на «хорошо» 190 респондентов (34,4%), 305 – на «удовлетворительно» (55,3%) и оставшиеся 57 предприятий (10,3%) дали низкую оценку.

Разница между процентным соотношением довольных и недовольных и составляет ИДС, который во втором квартале оказался на уровне 24,1. Как было отмечено на встрече, в рамках проекта по ИДА будут выявлены и другие аспекты развития отечественного бизнеса, его сильные и слабые стороны, знание которых поможет дальнейшему развитию деловой активности в стране.