Образовательное направление в рамках прошедшей в столице Недели искусств Art Week Style.uz 2011, охарактеризовавшееся многочисленными мастер-классами по различным направлениям искусств, в этом году охватило еще одну сферу – журналистику.

Своим опытом мастерства с узбекскими коллегами в живом и непосредственном общении поделился один из гостей столицы – известный российский журналист, телеведущий Первого канала Максим Шевченко. Встреча с ним состоялась в заключительный день Недели искусства – 28 октября.

С самого начала телеведущий «снял» официальные рамки мастер-класса, расположившись непосредственно в кругу журналистов и рассказывая свою историю «становления в сфере журналистики», сложностях перехода к новой профессии, поиске собственного «почерка» и даже ошибках.

Выпускник Московского авиационного института, Максим Шевченко пришел в журналистику в начале 1990-х. Издательское дело, специальный корреспондент «Независимой газеты» в «горячих точках» планеты – в Афганистане, Пакистане, Чечне, Дагестане, Югославии, Израиле и Палестине, работа на телевидении и радио, общественно-политическое ток-шоу «Судите сами» на Первом канале, аналитические программы на радиостанции «Маяк» – поделиться с узбекскими коллегами телеведущему действительно было чем.

Именно поэтому вопросы, заданные журналистами в ходе беседы, касались самых различных тем, начиная от профессиональных секретов мастерства и заканчивая так называемым «человеческим фактором» в работе. В частности, их интересовало, какими должны быть материалы печатных изданий в условиях современности, какова специфика подачи материала на радио и телевидении, на чем строится телевизионное ток-шоу, какой должна быть позиция ведущего и т.п. Непринужденно и обстоятельно Максим Шевченко отвечал на все интересующие вопросы, охотно давал советы узбекским коллегам, исходя из своего опыта.

«Журналистика требует определенной дисциплины, формата и скорости подачи материала, – подчеркнул Максим Шевченко. – Это является первым делом в нашей деятельности, поскольку любое издание, редакция – это, прежде всего, производство информационного продукта. И журналист, готовя свой материал, должен исключительно ориентироваться на свою целевую аудиторию – зрителя, читателя, слушателя и ни в коем случае не на себя и коллег по цеху. Первая заповедь журналиста – это доступность и легкость восприятия информационного материала для потребителя. Нельзя увлекаться творчеством ради самого себя. Во всех средствах массовой информации его главный ориентир – это то, в чем нуждается аудитория, а не то, что интересует самого журналиста. Не обращать внимание на это я считаю большой ошибкой».

Отдельно и подробно телеведущий остановился на ключевых этапах подготовки телепрограмм. «Телевидение – это, прежде всего, социальная психология, – подчеркнул Шевченко. – Нельзя идти работать на ТВ, не зная основ психологии и способностей человеческого восприятия. Прежде чем приступать к подготовке той или иной программы, ток-шоу и т.п., нужно четко для себя нарисовать «портрет» своей целевой аудитории, которая бывает совершенно разной в зависимости от времени суток. Исходя из этого, планируется и время выхода программы в эфир. При этом четко прописанный сценарий – обязательное условие всех телепрограмм и особенно для ток-шоу, несмотря на то, что в нем ярко выражен так называемый «человеческий фактор».

Рассказ Шевченко о его работе над ток-шоу «Судите сами» вызвал среди слушателей особенно живой интерес. Основываясь на этом примере, телеведущий дал немало важных практических рекомендаций для работы отечественных журналистов. В частности, как было отмечено в его словах, запись для эфира предваряет огромная работа – как самого ведущего и редакторов над сценарием и материалом, так и непосредственно с гостями и зрителями программы.

«Ток-шоу – это драматургия, «живой спектакль», который разыгрывается на глазах зрителя, но ставите его вы – ведущий, – подчеркнул Максим Шевченко. – Помните, что когда разгорается дискуссия среди оппонентов, вы ведете ее в нужном сценарном русле и направлении. Поэтому сама личность ведущего и его гражданская и человеческая позиция не могут быть отстраненными и нейтральными – они очень важны для зрителя. Таковы требования времени на сегодняшний день в нашей работе и в ток-шоу, в частности. Личность ведущего, его активная гражданская позиция – главная составляющая успеха любой телепрограммы. И, поскольку зритель реагирует на эмоции, не бойтесь подавать их, не скрывайте их».