Центр экономических исследований опубликовал доклад «Совершенствование процентной политики в Узбекистане: конкурентоспособность экономики и общества», который отражает основные вызовы существующей модели кредитования и процентной политики в Узбекистане и предлагает поэтапную модель финансовой либерализации в стране.
Текущее состояние процентной политики в Узбекистане характеризуется наличием ряда дисбалансов и их последствий, которые обозначены в экономической теории феноменом «финансового сдерживания», говорится в докладе. Это проявляется в виде высокого уровня процентных ставок по кредитам, превышения процентной ставки по срочным депозитам населения процентной ставки по кредитам, наличия большого числа льготных кредитов и высокого уровня процентного спрэда, отражающего монопольное положение банковского сектора в сфере финансового посредничества.
Данная ситуация отражает модель кредитования, сложившуюся в 90-х годах прошлого века. Она «заточена» под крупных государственных игроков: ассоциаций, концернов, крупных социальных и модернизационных программ. Такая модель была оправдана на начальных этапах переходного периода, когда ответственность была размыта, источники финансовых потоков неоднозначны, а структурные реформы требовали быстрых и масштабных инвестиций. В условиях отсутствия других финансовых институтов банки выступили в качестве каналов распределения государственных средств в виде централизованных кредитов. Другая задача – ограждение отечественных производителей, в том числе новых зарождающихся отраслей, от внешних сильных конкурентов, – решалась посредством поддержания высокого уровня льготного кредитования.
Решение данных задач в рамках выбранной модели трансформации во главе с государством предполагало административное управление кредитными ресурсами и высокую долю квазифискальных операций правительства в банковском секторе. Соответственно, модель процентной политики стала одним из административных методов государственного воздействия на экономику, который в сложный переходный период был более эффективным по сравнению с экономическими методами, характерными для рыночной экономики.
Однако сложившаяся модель процентной политики начинает сдерживать повышение конкурентоспособности экономики и общества. На макроуровне это выражается в том, что, во-первых, сдерживаются темпы диверсификации экономики. Дорогие кредиты сдерживают темпы модернизации в обрабатывающих отраслях и формируют высокие издержки производства, снижая конкурентоспособность отечественных производителей на мировых рынках, где ценовой фактор всегда являлся определяющим, но особенно усилился в посткризисный период.
Во-вторых, замедляются темпы социальной трансформации общества. В отличие от 90-х годов, когда частный бизнес предъявлял спрос на короткие торговые кредиты, сегодня быстро формируется спрос на длинные и дешевые инвестиционные кредиты. Отсутствие широкого доступа к таким кредитам сдерживает процесс формирования среднего класса.
В-третьих, затрудняется процесс выявления отраслей с реальным потенциалом конкурентоспособности. Высокий уровень льготных кредитов усиливает риск преобладания «псевдоэкономических» соображений над экономическими при принятии инвестиционных решений, а также создает отрицательные стимулы для входа в рынок новых предприятий.
В-четвертых, снижаются темпы диверсификации источников финансирования модернизации. При реализации программ модернизации в Узбекистане сделана высокая ставка на иностранный капитал. Так, доля прямых иностранных инвестиций составляет 68% в структуре источников финансирования Программы развития промышленности в 2011-2015 годы. Высокий объем ПИИ – следствие низкой способности банковского сектора трансформировать растущие сбережения населения в кредиты.
Ни микроуровне несоответствие уровня кредитных и депозитных ставок ведет к ряду негативных последствий для развития самих банков: высокому притоку сбережений населения в банки при одновременной нехватке ресурсов для их обслуживания, снижению прибыльности банковских операций и снижению инвестиционной активности банков.
Способность адекватно реагировать на быстрое увеличение спроса на банковские услуги будет являться основным вызовом развития банковского сектора в ближайшие годы, отмечается в докладе ЦЭИ. В 2011-2015 годах предусматривается увеличение капитала банков в 2,1 раза, объема депозитов в 2,5 раза, выпуска пластиковых карточек в 1,5 раза, объема кредитования инвестиционных проектов в 2,8 раза, кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в 2,7 раза.
Достижение таких высоких показателей требует выработки диверсифицированной стратегии развития, которая предполагает обслуживание не только традиционных корпоративных клиентов (предприятий, концернов, ассоциаций), но и широкого круга розничных клиентов (бизнеса и населения), а также либерализацию процентной политики с целью кардинального повышения доступности финансовых услуг при одновременном обеспечении рациональной прибыльности банков.
Мировой опыт свидетельствует, что попытки либерализации процентной политики в развивающихся экономиках представляют собой смесь успеха и кризиса. Однако неизменно важной является последовательность проведения либерализационных мер. По мнению экспертов Центра экономических исследований, финансовая либерализация в Узбекистане должна осуществляться в три этапа:
Первый этап – 2012-2015 годы. Инвентаризация приоритетов государственной кредитной поддержки и упорядочение перечня льготных кредитов, активизация межбанковского денежного рынка.
Второй этап – 2016-2018 годы. Сокращение перечня льготных кредитов, выдаваемых за счет собственных средств банков и создание условий для формирования рынка длинных денег (страховой и «пенсионный» рынки).
Третий этап – 2019-2021 годы. Завершение процесса отказа от директивного регулирования процентных ставок, обеспечение равных конкурентных условий для всех банков, стимулирование технологичности банковского бизнеса для снижения издержек.
Успех реализации данных мер предполагает активизацию некоторых макроэкономических компонентов. В частности, необходимо перейти к таргетированию инфляции, что позволит значительно ускорить проведение либерализационных мер. Усиливается также роль реформ в правоприменительной сфере, направленных на развитие конкуренции в финансовом секторе и создание благоприятного инвестиционного климата.