В эти дни компании группы TeliaSonera отмечают годовщину ребрендинга. О том, каким этот год выдался для TeliaSonera и, в частности, для популярной в Узбекистане торговой марки Ucell, рассказал генеральный директор COSCOM Огуз Мемигювен.

– Как происходило рождение нового бренда?

– Год назад — 12 мая 2011 года — 18 операторов мобильной, фиксированной связи и Интернет в 15 странах в Скандинавии, Прибалтике и Средней Азии, включая Ucell, объединились под общей символикой бренда — символом камня пурпурного цвета. Я думаю, не стоит уточнять, что все эти операторы являлись и по сей день остаются дочерними подразделениями TeliaSonera. Правда, Ucell решил приурочить ребрендинг к своему дню рождения и отпраздновал смену имиджа не 12 мая, а 16 июня.

Примечательно, что вопреки общепринятым канонам корпоративного ребрендинга, когда облик торговой марки разрабатывается в головном офисе компании и распространяется на все ее операции «сверху вниз», имидж бренда TeliaSonera был изначально разработан подразделениями компании в регионе Евразия.

Первыми, в начале 2009 года, в пурпурный цвет «перекрасились» лидеры рынков мобильной связи в Казахстане и Грузии — компании Kcell и Geocell. За ними в 2010 году последовали компании Tcell в Таджикистане, Ncell в Непале, Moldcell в Молдове и Azercell в Азербайджане.

Этот новый, свежий имидж бренда с непривычным в то время пурпурным цветом пришелся по душе абонентам компании и жителям названных стран. Даже в Непале, где красный и желтый цвета считаются священными (и, как можно догадаться, компания Ncell пользовалась именно этими цветами до ребрендинга), а присутствие фиолетового цвета в повседневной жизни непальцев практически равнялось нулю, новый имидж Ncell был принят с большим воодушевлением, и число абонентов компании возросло вдвое, а новый цвет быстро вошел в моду.

– Неужели все так просто? Достаточно обновить фирменную символику компании — и успех обеспечен?

– Нет, конечно же, абоненты полюбили нас не только за внешний вид. Готовясь к смене имиджа, операторы провели огромную работу по пересмотру своих ценностей, стратегии, отношений с клиентами, качества и спектра своих услуг и предложений. Вместе с новым брендом пришла новая концепция продаж и обслуживания клиентов. Жители Узбекистана наверняка уже успели привыкнуть к современным, технологичным и ярким центрам продаж Ucell, открытым по всей стране нашей компанией и нашими официальными дилерами. У всех операторов группы TeliaSonera уже около 550 таких центров, принадлежащих самим компаниям, а вместе с дилерскими центрами их число переваливает за 3000.

За удобством и технологичностью этих центров стоит продуманный дизайн, выбор естественных материалов и освещения, максимально удобная и понятная презентация продуктов и, конечно же, приветливый, внимательный и компетентный персонал. Все сотрудники в офисах компаний группы TeliaSonera, колл-центрах, центрах продаж и обслуживания клиентов прошли обучение и усвоили новые ценности нашего общего бренда: стремление к лидерству, надежность, оперативность, устойчивость, внимательность. Мы стремимся воплощать эти ценности во всех деталях нашей работы.

Еще одним нестандартным моментом в ребрендинге TeliaSonera было то, что все компании группы сохранили свои первоначальные названия. Поменялся только имидж бренда, но не имя торговой марки. Например, в Швеции и Дании мы продолжаем называться Telia, в Финляндии — Sonera, в Норвегии — Netcom, в Литве — Omnitel, в Эстонии — EMT, в Казахстане — Kcell и в Узбекистане — Ucell. Руководство TeliaSonera приняло решение не менять названий брендов и не объединять их под каким-то одним общим именем, так как все эти бренды являются очень известными, хорошо узнаваемыми и устоявшимися на своих рынках, в особенности в скандинавских странах, где TeliaSonera имеет более чем столетнюю историю и репутацию лидера в отрасли телекоммуникаций.

Если говорить об узнаваемости бренда, то, по словам вице-президента TeliaSonera по связям с общественностью Томаса Йонссона, узнаваемость нового логотипа группы в странах Скандинавии и Прибалтики повысилась примерно до 70% в течение года, а в странах региона Евразия с нашим логотипом (в силу его более длительного существования в этом регионе) знакомы более 90% населения. Большинство абонентов на сегодняшний день знают о том, что TeliaSonera — это международная группа компаний, которая предоставляет телекоммуникационные услуги в 20 странах в Европе и Азии и имеет глобальную стратегию развития, но применяет местный подход и работает под местным брендом в каждой из этих стран.

В течение прошедшего года абоненты имели возможность больше узнать о других операторах группы в различных странах благодаря общему предложению скидок в роуминге в сетях группы TeliaSonera. Так, абоненты Ucell, выезжающие в одну из стран, где присутствует оператор группы TeliaSonera, могут общаться с друзьями и близкими и пользоваться интернетом со скидкой, доходящей до 60% и более. Например, звонок в Узбекистан в сети Telia (Швеция) снизился с 3,50 до 1,85 доллара, а цена на интернет уменьшилась в несколько раз в сетях группы TeliaSonera, например, в сети Ncell (Непал) она составляла 18,21 доллара за мегабайт, а стала 0,45 доллара за мегабайт. И цены будут снижаться еще.

– Вы упомянули о столетней истории TeliaSonera. Но ведь слияние компаний Telia и Sonera произошло сравнительно недавно, в нынешнем десятилетии?

– История любой корпорации складывается из истории компаний, в нее входящих. TeliaSonera заслуженно гордится своей богатой историей и опытом, накопленным в области телекоммуникаций с момента основания компании в 1853 году. В то время это было Шведское королевское телеграфное агентство, которое затем было переименовано в Televerket и еще позднее — в Telia. Знакомое имя, не правда ли? В 2002 году Telia объединилась с Sonera — ведущим финским оператором связи с такой же богатой историей, технологическим опытом, а также опытом работы на развивающихся рынках Евразии. В начале 1990-х годов именно Sonera и ее специалисты принимали участие в создании мобильных операторов в Турции, России, Молдове, на Кавказе и в Центральной Азии.

Сегодня эти операторы входят в большую семью TeliaSonera и имеют уникальную возможность пользоваться ноу-хау, знаниями и другими глобальными возможностями группы, а таких возможностей — хоть отбавляй. Достаточно отметить, что скандинавские операторы группы TeliaSonera в сотрудничестве с несколькими скандинавскими поставщиками телекоммуникационного оборудования изобрели первую в мире систему мобильной связи, Nordic Mobile Telephony, которая заработала в начале 1980-х годов в Швеции, Финляндии, Дании и Норвегии. 1 октября 2011 года TeliaSonera отмечала 30-летие этого стандарта мобильной связи, давно канувшего в прошлое, уступившего место общеевропейскому стандарту GSM, в разработке которого специалисты TeliaSonera также принимали непосредственное активное участие.

– Инновации, похоже, стали фирменным кредо TeliaSonera?

– Несомненно. Кстати, читателям, наверное, будет интересно узнать, что человек-легенда, который стоял у истоков изобретения мобильной связи и навсегда изменил наш мир и наши возможности общения, работал в компании TeliaSonera в течение 44 лет! Его звали Остен Мякитало. Он ушел из жизни в 2011 году в возрасте 72 лет.

TeliaSonera учредила специальную премию имени Мякитало для новаторов в отрасли коммуникаций, и первые лауреаты этой премии были объявлены 2 мая 2012 года. Шведская компания Icomera, существующая с 1999 года и предлагающая решения мобильной связи для всех форм общественного транспорта, удостоилась данной премии за разработку технологии мобильной связи в сверхскоростных поездах, где обеспечение бесперебойного мобильного сигнала требует особых усилий из-за высоких скоростей. На сегодняшний день эту технологию используют ведущие железнодорожные компании в более чем 20 странах. Среди них — шведская SJ, британская East Coast и ирландская Irish Rail.

Вторая премия была присуждена совместному проекту трех организаций — института Karolinska Institutet, Южной клинической больницы Стокгольма и компании LEKAB Communication Systems. Эти организации создали систему первой экстренной помощи людям на начальной стадии сердечного приступа. Более 5000 волонтеров в столице Швеции Стокгольме были подключены к специальной системе позиционирования и освоили навыки экстренной помощи людям с признаками начинающегося сердечного приступа. По первому SMS-сигналу от больного или его близких ближайший к месту происшествия волонтер готов незамедлительно оказать помощь до приезда медицинской бригады.

– Благородное начинание. Ваша поддержка подобных проектов вызвана необходимостью поддержания положительного имиджа компании в обществе?

– Компания TeliaSonera всегда уделяла и будет уделять особое внимание пользе, которую услуги мобильной связи способны приносить обществу. Разрабатывая и выводя на рынок новые продукты и услуги, мы в первую очередь думаем об их полезности и функциональности. В ноябре 2010 года мобильные операторы группы TeliaSonera в регионе Евразия поделились своим опытом в этой области на конференции «Мобильная связь и развитие общества», которая прошла в столице Азербайджана городе Баку. Ucell представил на конференции такие услуги, как информирование абитуриентов о результатах вступительных экзаменов посредством SMS, SMS-предупреждения о риске стихийных бедствий, рассказал о региональных тарифах, тарифе «Студент», о проекте лаборатории мобильной связи, оборудованной в Ташкентском университете информационных технологий.

Наряду с полезными услугами операторы группы TeliaSonera разрабатывают и спонсируют обширное число социальных проектов в самых различных областях: от культуры и спорта до медицины и образования. Вклад Ucell в проекты социальной ответственности в Узбекистане в 2011 году составил около 100 млн сумов.

– Не мешает ли такая высокая активность компании в осуществлении социальных проектов в развитии главного направления бизнеса — услуг мобильной связи и интернета? Или у вас есть своя «формула успеха», обеспечившая популярность бренда в Узбекистане?

– Задача TeliaSonera — быть оператором номер один на каждом рынке, а где это невозможно в силу сложившихся рыночных обстоятельств — вторым сильным игроком, бросающим вызов лидеру рынка. Руководство TeliaSonera выделило три ключевых приоритета, которые помогают операторам группам добиваться лидерства. Это высокое качество сетей связи, высокое качество обслуживания клиентов и создание для них уникальных возможностей в рамках всей группы компаний, а также поддержание оптимального баланса между расходами и инвестициями. «Формулу успеха» дополняет сочетание международного опыта и технических инноваций одного из крупнейших операторов в Европе с локальным подходом к клиентам и знанием местного рынка, за которыми стоят энергичные и профессиональные кадры. История Ucell пока что подтверждает правильность такого подхода.

– Поговорим немного о цифрах. Каков объем инвестиций, привлеченных в Узбекистан компанией Ucell?

– В плане финансирования и инвестиций мы можем с гордостью заявить о том, что TeliaSonera является одним из крупнейших налогоплательщиков Узбекистана. За три года мы заплатили налоги на сумму более 407 млрд сумов. За этот же период мы инвестировали свыше 700 млрд сумов в развитие сети Ucell по всей стране. Это свидетельствует о долгосрочности наших целей и желании работать на узбекском рынке.

Кроме того, за последние три года объем спонсорства TeliaSonera в Узбекистане составил около 6 млрд сумов, и мы будет продолжать деятельность в данном направлении в рамках наших обязательств по глобальной Корпоративной социальной ответственности. На сегодняшний день Ucell имеет более 8 миллионов абонентов по Узбекистану, и я уверен эта цифра будет расти.

Мы являемся одним из ведущих игроков на рынке, всегда учитываем местные условия и уважаем свое положение как гостя Узбекистана. В нашей повседневной работе мы никогда не забываем о наследии, культуре и традициях вашей страны, а также ценим то, как здесь ведут дела.

Справка

ИП ООО COSCOM было основано в 1996 году. Начиная с июня 2008 года, компания предоставляет услуги мобильной связи на территории Республики Узбекистан под торговой маркой Ucell. В июле 2007 года Ucell стал частью шведско-финской группы компаний TeliaSonera и практически сразу взял на себя роль законодателя и первопроходца на рынке телекоммуникаций Узбекистана. Ucell первым запустил услуги сети 3G в стране, и теперь является лидером на рынке по зоне покрытия сетью третьего поколения. Ucell также был одним из первых, кто запустил пилотную сеть 4G в Узбекистане. В марте 2011 года абонентская база компании превысила 8 миллионов (согласно правилам Республики Узбекистан о регистрации абонентов сотовой связи).

Группа компаний TeliaSonera предоставляет телекоммуникационные услуги в Скандинавских странах, Прибалтике, Испании и на развивающихся рынках Евразии, включая Россию и Турцию. На сегодняшний день TeliaSonera присутствует в 20 странах с общим населением более 460 миллионов человек. По расчетам на конец 2011 года, число абонентов компаний, акциями которых владеет TeliaSonera, составляет почти 200 миллионов. На развивающихся рынках Евразии TeliaSonera владеет контрольными пакетами акций ведущих операторов мобильной связи в Казахстане (Kcell), Азербайджане (Azercell), Грузии (Geocell), Молдове (Moldcell), Таджикистане (Tcell), Узбекистане (Uсell) и Непале (Ncell). Наряду с этим, TeliaSonera является крупнейшим миноритарным акционером ОАО «МегаФон» в России и Turkcell в Турции.

На правах рекламы.