Министр иностранных дел Республики Узбекистан Абдулазиз Камилов выступил на общих прениях 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В своей речи глава внешнеполитического ведомства остановился на важнейших, по мнению Узбекистана, аспектах обсуждаемой на сессии Генассамблеи повестки дня.

«В наши дни, в век глобализации и стремительно изменяющейся обстановки и роста напряженности и противостояния во многих регионах мира, на повестку дня все более настойчиво выдвигается необходимость поиска нестандартных, неординарных решений для преодоления кризисных ситуаций и войн, продолжающихся вот уже многие десятилетия.

К большому сожалению, вместо того, чтобы глубоко вникать и своевременно разрешать возникающие проблемы и противостояния в тех или иных регионах мира, находить подлинные причины их возникновения, сосредоточить внимание мирового сообщества на то, чтобы не допустить их разрастания до масштабных кризисов и войн, упускается самое главное — время. Что влечет за собой огромные жертвы, огромные ресурсы», — сказал Абдулазиз Камилов. Он привел отдельные примеры.

«Еще в 1993 году Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, выступая на 48-й сессии Генассамблеи ООН, заострил внимание мирового сообщества на необходимости срочного урегулирования афганской проблемы в условиях неделимости региональной и глобальной безопасности, уважения национальных и религиозных прав народа Афганистана, имея в виду не допустить разрастания конфликта в масштабную гражданскую войну, превращения проблемы Афганистана в больную, жгучую проблему, над которой бьется сегодня все мировое сообщество.

Трудноразрешимые проблемы могут сложиться в связи с предстоящим выводом из Афганистана миротворческих сил ISAF до конца 2014 года и передаче ответственности за обеспечение стабильности в стране вновь создаваемым афганским силам безопасности.

Представляется сегодня очевидным, что такое развитие событий может привести к росту противоборства между противостоящими силами в самом Афганистане и вокруг него, росту экстремизма и радикализма, дальнейшему увеличению наркотрафика, повышению напряженности в целом регионе.

В складывающейся ситуации наиболее приемлемый путь решения афганской проблемы — это создание Контактной группы под эгидой ООН с участием стран — соседей Афганистана, а также США, НАТО и России», — заявил глава МИД Узбекистана.

«Главной целью их усилий должно стать достижение компромисса и согласия между враждующими силами и формирование на этой основе коалиционного правительства, представляющего основные этно-национальные и религиозные группы Афганистана, вовлеченные в военно-политическое противостояние».

Узбекская сторона неоднократно заявляла об этом на саммитах НАТО в Бухаресте в 2008-м и Чикаго в текущем году, а также на саммите ООН по Целям развития тысячелетия в 2010 году в Нью-Йорке.

«Республика Узбекистан всегда проводила и будет впредь проводить добрососедскую и дружественную политику в отношении Афганистана. Узбекистан строит отношения с ИРА на двусторонней основе, с учетом национальных интересов обеих стран, уважая при этом выбор, который сделает афганский народ относительно будущего своей страны», — отметил министр.

«Сегодня Узбекистан оказывает всемерное содействие в восстановлении мирной жизни ИРА. Помощь, уже оказанная соседней стране, включает в себя строительство мостов и автомобильных дорог, стратегически важной железнодорожной линии Хайратон — Мазари-Шариф, соединяющей Афганистан с государствами Центральной Азии, а также бесперебойное обеспечение Кабула электроэнергией. Узбекистан играет ключевую роль в Северной распределительной сети, обеспечивая ее стабильное и эффективное функционирование».

Второй вопрос, который затронул Абдулазиз Камилов, касается принципиального подхода Республики Узбекистан к проблемам, имеющим жизненно важное значение для всех государств Центральной Азии, в частности, проблеме рационального использования водных ресурсов .

«В современном мире в условиях изменения климата и ухудшения экологической обстановки в глобальном масштабе, обеспечение разумного, рационального использования водных ресурсов становится все более злободневной проблемой. Подтверждением тому является растущий дефицит пресной воды, необходимой для обеспечения продовольственной безопасности и, в целом, жизнедеятельности человечества», — сказал руководитель МИД Узбекистана.

«По нашему глубокому убеждению, все вопросы водно-энергетической проблематики в нашем регионе, где основными источниками водных ресурсов и жизнедеятельности проживающих здесь миллионов людей, являются такие крупнейшие трансграничные реки, как Амударья и Сырдарья, должны рассматриваться в соответствии с общепризнанными нормами международного права, закрепленными в Конвенциях ООН «Об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер» от 17 марта 1992 года и «О праве несудоходных видов использования международных водотоков» от 21 мая 1997 года. Эти документы требуют соблюдения принципов ненанесения ущерба окружающей среде и интересам сопредельных государств при использовании ресурсов трансграничных рек».

Именно поэтому, подчеркнул министр, Узбекистан призывает руководствоваться этими принципами и нормами для поиска взаимоприемлемых компромиссных решений. «Мы выступаем за то, чтобы все проекты по строительству гидротехнических сооружений в верховьях бассейнов Сырдарьи и Амударьи были подвергнуты международной авторитетной экспертизе под эгидой ООН и в обязательном порядке согласованы со странами низовья. И только после согласования приступить к строительству предусматриваемых двух практически самых крупнейших плотин в мире — Рогунской, высотой 350 м в верховьях Амударьи и Камбаратинской ГЭС-1 в верховьях Сырдарьи, высотой 275 м. При этом в горной местности, где сейсмичность составляет 9-10 баллов по шкале Рихтера».

«В соответствии с международными требованиями необходимо четкое выделение приоритетов в использовании воды, — подчеркнул Абдулазиз Камилов. — Ограниченные водные ресурсы региона должны, в первую очередь, использоваться для удовлетворения питьевых и санитарных нужд, и только затем для обеспечения продовольственной безопасности, экологических нужд и нужд промышленности и энергетики».

Третий вопрос, поднятый министром иностранных дел, касается приоритетов внешнеполитической деятельности Узбекистана. «Узбекистан остается приверженным сохранению мира, стабильности и безопасности в регионе. Эта принципиальная позиция закреплена в Концепции внешнеполитической деятельности Республики Узбекистан, разработанной по инициативе главы узбекского государства», — подчеркнул министр.

В концепции заложены следующие важные положения:

— Республика Узбекистан оставляет за собой право заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них, руководствуясь высшими интересами государства, народа, его благосостояния и безопасности, приоритетными направлениями модернизации страны, действующим национальным законодательством и принятыми международными обязательствами.

— Узбекистан проводит миролюбивую политику и не принимает участия в военно-политических блоках, оставляет за собой право выхода из любого межгосударственного образования в случае его трансформации в военно-политический блок.

— Республика Узбекистан принимает политические, экономические и иные меры по предотвращению своего вовлечения в вооруженные конфликты и очаги напряженности в сопредельных государствах, а также не допускает на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов.

— Вооруженные Силы Республики Узбекистан не принимают участие в военных операциях за рубежом.

— Главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана является регион Центральной Азии, с которым связаны его жизненно важные интересы. Проблемы Центральной Азии должны решаться самими государствами региона без вмешательства внешних сил. Узбекистан неизменно остается приверженным проведению открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношении своих ближайших соседей, выступает за решение всех насущных политических, экономических и экологических проблем региона на основе взаимного учета интересов, конструктивного диалога и норм международного права.

«Мы возлагаем большие надежды на Организацию Объединенных Наций как универсальную, не имеющую аналогов в мире структуру, способную обеспечить безопасность, стабильность и поступательное развитие, в том числе нашего региона. Узбекистан готов продолжить эффективное сотрудничество с ООН и ее специализированными структурами для достижения этих высоких и благородных целей», — сказал Абдулазиз Камилов.