На 60% меньше стала потреблять энергоресурсов обычная сельская школа №2, расположенная в Риштанском районе Ферганской области. Это стало возможным благодаря реконструкции по энергоэффективности здания, сообщает НИА «Туркистон-пресс».

Детали проекта узнали журналисты в ходе медиа-тура, организованного 25-26 июля в Ферганскую долину. Им были представлены два пилотных объекта совместного проекта Госархитектстроя, Программы развития ООН и Глобального экологического фонда «Повышение энергоэффективности объектов социального назначения в Узбекистане».

Начавшийся в 2009 году проект охватил восемь пилотных зданий социального назначения, из которых два — новые, построенные с учетом современных понятий о энергоэффективности и шесть — действовавшие ранее.

Одним из реконструированных в ходе проекта сооружений и стала риштанская школа, расположенная в населенном пункте Чек-жалоер. Двухэтажное здание является типовым, построено в 1988 году, школа рассчитана на 320 учеников.

Как рассказал специалист проекта ПРООН Алишер Темиров, первой задачей стало определение энергопотребности школьного здания. С этой целью были проведены замеры потребления тепла в зимний и летний периоды.

Каждый объект, который был реконструирован с целью повышения энергоэффективности, индивидуален. К примеру, школа №2 имеет подвальное помещение, и специалисты столкнулись с вопросом его утепления, так как обычно утеплялся пол первого этажа. Было принято решение изолировать потолок. Кроме того, во многих зданиях были организованы тамбуры, которые служат препятствием для проникновения холодного воздуха зимой и горячего — летом. Такое, казалось бы, просто решение, заметно снижает потребление энергии.

При реконструкции также важно оценить энергоузлы, определить специальные показатели энергопотребности, а также места потерь тепла — стыки, щели в окнах, кровля и т. д..

Специалисты разделяют Узбекистан на три климатические зоны: северную часть — Каракалпакстан, где самые низкие зимние температуры, далее — Кашкадарью, Навои и Ташкент, а также Ферганскую долину. Это также необходимо учитывать как при планировании новых зданий, так и при реконструкции действующих.

Важным компонентом совместного проекта является использование исключительно отечественных строительных материалов, учитывая регион и его возможности. В риштанской школе для теплоизоляции внешних стен был использован политерол, который обладает хорошими показателями по теплопроводности. На сегодняшний день на рынке это лучший материал для теплоизоляции. Цокольная часть была покрыта водостойким теплоизоляционным материалом полиплекс, также выпускаемым местными производителями.

Итогом проведенной реконструкции стало снижение в среднем на 60,7% таких показателей, как годовое потребление энергии на отопление (с 315286 до 123725 кВтч), потребления угля (с 95,8 до 37,6 тонны) и выбросов парниковых газов (с 107,5 до 42,2 тонны СО2).

Общая стоимость проекта капитальной реконструкции школы, согласно документации, составила 592,9 млн сумов (308,8 тысячи долларов), из которых 498 млн сумов — государственные инвестиции и 94,8 млн сумов (16%) — доля проекта ПРООН/ГЭФ. Фактические затраты были несколько ниже.

Выбор пилотного проекта не случайно выпал именно на типовой образец — данный опыт легко применим в других школьных зданиях.

Затраты на внедрение энергоэффективных мер, по подсчетам, окупаются за 8-10 лет, однако, если учитывать рост стоимости энергоносителей, то и раньше. Есть и другой важный аспект — экологический. Сокращение энергопотребления дает снижение нежелательных выбросов в воздух, в данном примере — до 50%. Школьное здание, которое легче отапливать зимой и охлаждать в жаркие дни, — это еще и создание более комфортных условий для учащихся.