Очередная неделя (7-13 октября) завершилась позитивными результатами торгов на Узбекской республиканской товарно-сырьевой бирже. Товарооборот за семь дней вырос на 8,5% и составил 128,6 млрд сумов. Рост пришелся главным образом на биржевые торги и электронные аукционные торги по корпоративным закупкам, сообщила пресс-служба УзРТСБ.
После промежуточного падения восстановлен рост биржевых торгов. По итогам минувшей недели объем биржевых торгов составил 103,8 млрд сумов, что на 16,5% превышает аналогичный показатель предыдущей недели. Рост был обеспечен благодаря активной позиции заводов продавцов практически всех товарных групп, реализуемых через биржевые торги.
Наибольший рост выставления и реализации отмечался в сегментах продовольственных товаров — более чем в 2 раза, кормов для животноводства — в 2 раза и нефтепродуктов — на 85,5%. Наряду с этим значительно выросли продажи цветных металлов и химической продукции, включая минеральные удобрения. Что касается структуры реализованных товаров, то товарные группы восстановили свои позиции на биржевом рынке. Так, доля продовольственных товаров увеличилась с 10 до 18%.
Объем экспортных сделок, напротив, снизился. За рассматриваемый период через валютную торговую площадку биржи было реализовано товаров на 1,8 млн долларов США. Значительную часть рынка заняли нефтепродукты, в том числе нефтяной гач II фракции — 66% и индустриальные масла марки И-50А — 9%. Кроме того, ОАО «Максам Чирчик» реализовало аммиачную селитру на 176,6 тысячи долларов США и карбамид на 19,9 тысячи долларов. В совокупности минеральные удобрения заняли 11% экспортного рынка, а доля цемента составила 14% соответственно.
В связи со снижением объемов экспортных продаж показатель выставочно-ярмарочных торгов за неделю уменьшился до 9,1 млрд сумов. Сумма экспортных продаж составила 242 млн сумов, а объем реализации выставочно-ярмарочной продукции субъектами малого бизнеса — 4,5 млрд сумов.
Итоги торгов в разрезе регионов свидетельствуют о том, что структура лидерства по количеству заключенных сделок менее подвержена значительным изменениям. За прошлую неделю рейтинг регионов возглавили Ташкентский, Андижанский и Бухарские филиалы.
Несколько иная картина сложилась по сумме заключенных сделок. Так второе и третье место по продажам заняли Самаркандский и Андижанский филиалы, а по покупкам Кашкадарьинский и Ферганский филиалы. Впрочем столичный регион сохранил лидерство и по данному индикатору.
Список востребованных товарных групп возглавила продукция машиностроения, которая неделей ранее находилась на второй строчке. В свою очередь, лидер предыдущих торгов — продукция черной и цветной металлургии сместилась на вторую позицию. На третьем месте удержалась сельскохозяйственная продукция. Крупнейшая сделка недели заключена в Ташкентском филиале по реализации портландцементного клинкера на 484,4 млн сумов.
Товарооборот на аукционных торгах по государственным закупкам незначительно снизился и составил 10,9 млрд сумов. Данное снижение обусловлено уменьшением количества сделок с 7759 до 6939. Одновременно на 2,8% или до 2,3 млрд сумов снизилась сумма экономии бюджетных средств. С другой стороны, увеличилась доля экономии — с 15,1 до 17,5%, а также количество участников торгов — в среднем на 8%. Удельный вес малого бизнеса не изменился и составил 95%.
Несмотря на уменьшение количества сделок, заключенных Ферганскими и Андижанскими поставщиками, им удалось сохранить лидерство по данному показателю. На третьем месте поставщики Самаркандской области сменили поставщиков Республики Каракалпакстан.
Крупнейшая сделка недели заключена в Термезе. Сумма сделки по поставке компьютеров составила 213,4 млн сумов. Максимальная сумма экономии зафиксирована в сделке по продаже пенсионных удостоверений. Сумма экономии составила 81,2 млрд сумов.
На заявку по приобретению элитных штор в Алтыарыкском районе Ферганской области поступило 32 встречных предложения, что является максимальным показателем за прошедшую неделю.
Электронные торги по корпоративным закупкам в очередной раз продемонстрировали рост. Причем оборот торгов за прошлую неделю увеличился более чем в 1,5 раза и составил 4,8 млрд сумов. Аналогичным образом увеличилась экономия денежных средств до 914 млн сумов, что составляет 16% относительно стартовой стоимости.
Количество заключенных сделок увеличилось с 144 до 219, по которым в среднем поступило 5 встречных предложений, а максимальное их количество составило 27. В структуре регионов произошли незначительные изменения. Доля столичного региона практически не изменилась и составила 43%. Наибольший рост объемов продаж отмечался в Бухарской области, доля которой выросла с 5 до 14%. Следующие лидирующие позиции заняли Навоийская и Кашкадарьинская области с долей в 15 и 13% соответственно.
Значительную часть рынка в структуре реализованных товаров заняли электротехническое оборудование, компьютеры и оргтехника, строительные материалы и продукция текстильной отрасли, совокупная доля которых составила 57%.