В Узбекистане проводятся масштабные мероприятия по развитию электронного правительства и внедрению ИКТ в систему государственного управления. Как показывает международная практика, успех этих инициатив во многом зависит от повышения эффективности внутренних процессов госорганов («бэк-офиса»), участвующих в предоставлении государственных услуг населению и субъектам предпринимательства, обеспечения межведомственной совместимости и оперативного обмена данными между различными госорганами.
Обсуждению этих и других вопросов был посвящен проведенный 18 декабря круглый стол «Текущая ситуация и перспективы развития института государственных услуг в Узбекистане», организованный проектом ПРООН «Продвижение электронного правительства для улучшения качества предоставления государственных услуг» совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и Центром развития системы «Электронное правительство» (ЦРСЭП).
Как сообщили в проекте ПРООН, целью мероприятия было изучение опыта Узбекистана и передовых зарубежных стран в области оптимизации административных процедур, обсуждение вопросов развития «электронного правительства» и совершенствования государственных услуг путем реинжиниринга процессов, связанных с их оказанием.
На мероприятии рассматривались такие вопросы, как административная реформа и модернизация государственных услуг, реинжиниринг административных процессов, нормативное регулирование государственных услуг, обеспечение доступности, прозрачности и эффективности процессов, общественное участие в перепроектировании госуслуг (изучение мнения пользователей) и другие.
Накануне круглого стола, 16-17 декабря, проектом ПРООН совместно с Мининфокомом и ЦРСЭП был проведен семинар-тренинг для специалистов госорганов с участием эксперта из Латвии в области реинжиниринга бизнес-процессов Андрея Кузнецова. Участники тренинга ознакомились с методами анализа, моделирования и оптимизации бизнес-процессов, построения формализованных моделей, конкретными примерами из международного опыта реинжиниринга процессов госуслуг, получили рекомендации по внедрению интерактивных услуг (в том числе, через ЕПИГУ, центры одного окна и т. д.).
Как отметил Андрей Кузнецов, «реализация ИКТ-проектов, по сути, должна осуществляться только после административных реформ и перепроектирования процессов, которые закрепляются в соответствующих нормативно-правовых актах, о чем свидетельствует и зарубежный опыт. Без модернизации государственных услуг и формализации административных процессов ИКТ-проекты изначально обречены на неудачу».
Проектом ПРООН совместно с ЦРСЭП разработана методология проведения реинжиниринга административных процессов на основе изучения зарубежного опыта. Методология была апробирована на услугах Минтрудсоцзащиты по обеспечению нуждающихся лиц протезно-ортопедическими изделиями и средствами реабилитации, а также на услугах для субъектов предпринимательство, предоставляемых через центры «одно окно». В настоящее время ведутся работы по пилотному внедрению данных услуг.
Следующими шагами станут институционализация понятия реинжиниринга административных процессов на законодательном уровне, подготовка специалистов в области реинжиниринга, обсуждение предстоящей работы по повышению качества государственных услуг и других соответствующих вопросов.