Маргилан является жемчужиной среди других городов Ферганской долины. Имя ему уже много веков составляют не только уникальные архитектурные комплексы, дошедшие до наших дней, но и удивительные люди, чей труд возвысил их и прославил на весь мир.
Эта слава, унаследованная от далеких предков, не меркнет и сегодня, благодаря умелым мастерам, из чьих рук появляются удивительные творения — ткани.
Со второй половины I тысячелетия новой эры Маргилан становится «шелковой» столицей Центральной Азии, поставляющей свою уникальную продукцию вплоть до Египта и Византии. Одежда из хан-атласа считалась национальным нарядом узбекских женщин.
И сегодня в Маргилане остается много тех, чью гордость составляет сохранение наследственных традиций производителей шелковых тканей. Именно хан-атлас ручной работы делает известным город в Ферганской долине на весь мир.
Нить длинной 429 м составляет всего 1 г шелка. А 1 квадратный метр такой ткани весит всего 17 г.
Маргиланский шелк очень ценится любителями вышивать гобелены. Каждый кусок сделанной здесь ткани практически неповторим как по фактуре, так и по рисунку.
Приемы и способы обработки сырья, а также технология изготовления готовых тканей, как и уникальные орнаменты, передавались из поколения в поколение на протяжении почти полутора тысяч лет.
В Маргилане действует фабрика «Ёдгорлик», специализирующаяся на выпуске традиционной узбекской ткани из шелка и хлопка — это хан-атлас, адрас, шойи (шохи), бекасам, боз, джужунча и другие. Больше половины выпускаемой на фабрике продукции относится к шелковой ткани.
«Ёдгорлик» — самая большая фабрика по производству шелковых изделий ручной выделки в Узбекистане. Она была построена в 1972 году, а в 2000-м была приватизирована и стала ООО «Ёдгорлик».
В наше время женщины одеваются в шелковые наряды только по случаю традиционных праздников, предпочитая повседневно более дешевые, современные и практичные ткани. Однако именно эксклюзивность производимой на «Ёдгорлик» продукции делает ее очень востребованной и желанной.
Хотя ткань ручной работы стоит недешево, на сегодняшний день она, по словам представителей уникального предприятия, «разлетается» по всему миру.
Наряду с дорогой тканью из чистого шелка, на фабрике освоили производство полушелковых материй типа «адрас», которые стоят намного дешевле, стираются и даже гладятся.
Всего за год здесь производят 100 тысяч кв. м тканей, большая часть которых — шелковые.
Сырье для знаменитой ткани — коконы шелкопряда — и сегодня стараются производить надомным способом. Черви содержатся в специальных помещениях, обеспечивающих комнатную температуру и защиту от солнца. Кормом для них служат нежные весенние листья тутовника. В процессе постоянного пожирания все новых порций зелени тутовый шелкопряд выращивает шелковый кокон, который после специальной обработки превращается в нити, а затем и ткани.
Весь процесс роста и образования коконов занимает в среднем 24 дня и проходит с середины апреля до середины мая.
Каждый год на фабрику закупают 7-8 тонн коконов тутового шелкопряда, чтобы работа не останавливалась круглый год.
«Традиционно целые семьи специализируются в одном и том же направлении — ткачестве, изготовлении красителей, производстве шелка, нанесении узоров на ткани, — рассказывает Юсуф Мамаюсупов, производственный и торговый менеджер фабрики. — Такие семьи стараются сохранить традиционные методы производства тканей, помнят наизусть имена и предания о многих поколениях своих предков».
Благодаря сохранению древних традиций ткачества и удивительной атмосфере, созданной на предприятии, фабрика превратилась в туристическую достопримечательность. Ежедневно здесь бывает не менее 150 туристов из многих стран, а в отдельные дни их бывает еще больше.
Для туристов здесь организуются экскурсии, в ходе которых можно не только увидеть процесс создания шедевров искусства, но и купить отрез маргиланского шелка или адраса, изготовленный руками истинных мастеров, либо сшитое в национальном стиле изделие. Для этого при фабрике открыт магазин, откуда очень трудно выйти без покупки.
Здесь также занимаются производством шелковых ковров ручной работы или изготовлением настоящей чеканной посуды.
На предприятии действует механический цех по производству шелковых тканей, однако, по словам сотрудников, цена на них ниже ткани ручной работы процентов на 30.
Еще один компонент древних традиций — национальные узоры. Мастера по прорисовке орнамента сохраняют древние традиции своего искусства, но обязательно развивают и приумножают их, черпая вдохновение в окружающем мире.
Каждый узор на ткани уникален и, если мастер нарисует что-то новое, он обязательно даст своему узору имя. Сегодня на фабрике используются не только классические, но и новые цвета.
«На фабрике сейчас 120 рабочих, большая часть которых являются частными ремесленниками, носителями и продолжателями древних традиций ткачества, имеющие домашние мастерские и продолжающие старые семейные традиции, передающиеся от поколения к поколению, — отмечает Юсуф Мамаюсупов. — Мы хотим сохранить эту традицию ручного изготовления тканей, чтобы это волшебное ощущение могли пережить многие гости, а также чтобы передать его следующему поколению. Для этого мы обучаем на фабрике много молодежи».
Помнят здесь и имена знаменитых мастеров прошлого. Так, имя Тургунбая Мирзаахмедова, работавшего здесь на процессе «икат» (нанесение орнамента), помнят его ставшие уже известными ученики, продолжающие дело своего наставника многие годы.
Это действующая фабрика, здесь есть как цеха с автоматизированным производством шелка (производятся ткани промышленного назначения), так и целый цикл аутентичного производства шелковых тканей с использованием ручного труда. Здесь также ткут шелковые и шерстяные ковры. Туристам демонстрируют полный цикл производства, начиная от получения нити.
Фото
Тутовое дерево, посаженное в 1880-х годах.