4 сентября Кабинет Министров Узбекистана издал постановление «О дальнейшем совершенствовании системы подготовки и переподготовки, а также повышения квалификации водителей путем внедрения инновационных методов обучения» (PDF).
В соответствии с документом, с 1 января 2018 года водители автотранспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, обязаны раз в два года проходить занятия по повышению квалификации.
Подтверждаться это будет сертификатом учебного комплекса Avtotest Report, который с 1 января получил «исключительное право» осуществлять в Узбекистане деятельность по повышению квалификации водителей, управляющих автотранспортными средствами, принадлежащими юрлицам.
Требование о наличии у водителей юрлиц сертификата учебного комплекса Avtotest с 1 января будет включено в Правила дорожного движения Узбекистана и в Положение о порядке проведения обязательного техосмотра транспортных средств. C 1 июля следующего года за управление автотранспортными средствами, принадлежащими юрлицам, без указанного сертификата планируется ввести административную ответственность.
Образец сертификата.
Avtotest Report, разработчик одноименных электронных учебных пособий, получила право осуществлять подготовку и переподготовку водителей в 2015 году. Ранее, в 2011 году, частные автошколы в Узбекистане были упразднены, право подготовки водителей было оставлено только за государственными образовательными учреждениями, а также ОСО «Ватанпарвар», компанией «Тошшахартрансхизмат», ассоциацией Transkasb и Добровольным обществом автолюбителей.
Как отмечается в правительственном постановлении, решение ввести обязательное повышение квалификации водителей юрлиц каждые два года обусловлено тем, что «в большинстве случаев участниками дорожно-транспортных происшествий становятся водители, управляющие автотранспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам». Подтверждающая данное утверждение статистика не приводится.
Постановлением установлено, что финансирование мероприятий по повышению квалификации водителей осуществляется за счет собственных средств работодателей, а в бюджетных организациях — за счет внебюджетных средств. При этом стоимость учебных пособий Avtotest и «других современных средств обучения» должна быть включена в себестоимость услуг образовательных учреждений (за исключением государственных).
Решение правительства вызвало широкое обсуждение в социальных сетях. Пользователи, в частности, интересовались статистикой, подтверждающей, что именно водители юридических лиц совершают больше ДТП, а также отсутствием каких-либо общественных обсуждений проекта постановления, в том числе на специальном портале по обсуждению нормативно-правовых актов.
В пятницу на заседании Международного пресс-клуба первый заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Узбекистана Ислам Жасимов, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.uz», сказал, что данный вопрос «подлежит изучению».
«Интересный вопрос, почему передали одной организации. Как бы монополия здесь. Поэтому, думаю, что вопрос подлежит изучению соответствующими органами. Еще не поздно, мы (ТПП — ред.) можем совместно внести предложение», — сказал он.
Ислам Жасимов отметил, что в Узбекистане отдельные государственные услуги постепенно передаются субъектам предпринимательства, как это делается во всем мире. Однако ТПП постарается поднять этот вопрос на заседании экспертного совета.
«Мы со своей стороны, если будет возможность, обсудим на заседании экспертного совета с приглашением международных экспертов, наших предпринимателей и внесем свое предложение в правительство», — сказал первый зампредседателя ТПП.