В Узбекистане к апрелю должен быть разработан проект Концепции поэтапного внедрения механизмов обязательного медицинского страхования (ОМС) на основе передового зарубежного опыта. Это предусмотрено Государственной программой на 2018 год. О внедрении ОМС говорится и в постановлении Президента от 10 апреля 2017 года.

Системы обязательного медицинского страхования как часть социальной защиты действуют во многих странах, покрывая полностью или частично медицинские расходы населения. Всемирная организация здравоохранения называет медицинское страхование «ключом к обеспечению всеобщего доступа к медицинским услугам», который способствует улучшению здоровья и повышает уровень финансовой защиты населения путем уменьшения необходимости платить за медицинские услуги в местах их оказания.

«Газета.uz» обратилась в Министерство здравоохранения, чтобы узнать подробности о планах создания в стране системы обязательного медицинского страхования.

Что такое обязательное медицинское страхование?

Обязательное медицинское страхование является гарантированной государством системой защиты интересов населения в области охраны здоровья. Оно осуществляется за счет обязательных страховых взносов, аккумулируемых в специальном целевом денежном фонде и предназначенных для покрытия затрат на лечение состояний, обусловленных наступлением страховых случаев (заболеваний или увечий).

Как сейчас финансируются государственные услуги здравоохранения?

Основным источником финансирования государственных учреждений здравоохранения до сих пор являются средства государственного бюджета. Они выделяются в соответствии с нормативами бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение. Этот порядок имеет серьезные изъяны с точки зрения эффективного использования государственных ресурсов. Выделение средств осуществляется без увязки с конечными результатами по оказанию медицинских услуг.

Какова доля негосударственного сектора в здравоохранении?

Негосударственный сектор остается слаборазвитым в системе здравоохранения. На сегодняшний день в стране зарегистрировано около 4000 негосударственных медицинских организаций, 67% из которых расположены в Ташкенте и областных центрах. При этом 40% негосударственных медорганизаций — стоматологического направления.

Общие объемы оказываемых на платной основе медицинских услуг государственного сектора здравоохранения находятся на низком уровне. В 2017 году общая сумма платных медицинских услуг составила порядка 0,7 трлн сумов, или 10% от общего финансирования расходов отрасли здравоохранение из государственного бюджета.

Для чего необходимо обязательное медицинское страхование?

Действующие организационные формы и механизмы обязательного государственного социального страхования, включая добровольное медицинское страхование, не соответствуют современным требованиям организации страхования — прежде всего, в части механизмов обеспечения прав граждан на бесплатное получение медицинских услуг.

Не созданы условия, при которых в центре внимания было бы застрахованное лицо. Отсутствует единая база данных пациентов, получающих медицинские услуги. Также отсутствуют нормы, раскрепощающие права страховых компаний в вопросах регулирования объемов, сроков и качества медицинской помощи. Нет структуры управления системой добровольного и обязательного медицинского страхования.

Необходимо закрепление всеобщих принципов ОМС как неотъемлемой его части и обеспечение государственных гарантий защиты застрахованных лиц. Нужна также автономность финансовой системы ОМС.

На каком этапе находится разработка нормативной базы?

Рабочей группой разработан проект постановления Президента «О мерах по поэтапному внедрению в республике механизмов обязательного медицинского страхования», предусматривающий, в том числе, утверждение Концепции развития медицинского страхования, а также Комплекс мер поэтапного внедрения механизмов обязательного медицинского страхования на 2018−2023 годы.

Сейчас проект концепции проходит согласование с заинтересованными министерствами и ведомствами. После завершения этой процедуры появится более полная информация о механизме внедрения ОМС.

После принятия концепции, в первую очередь, необходимо разработать и принять закон «О медицинском страховании», определяющий все аспекты внедрения обязательного медицинского страхования в республике, как законодательный акт прямого действия.

Что предполагает концепция?

Проектом Концепции развития медицинского страхования предполагается, что в пакет базовых медицинских услуг обязательного медицинского страхования включается диагностика и лечение при заболеваниях, требующих госпитализации по 20 основным направлениям часто встречающихся заболеваний.

В рамках базовой программы ОМС застрахованному лицу оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорую медицинскую помощь и специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь. При этом перечень медицинских услуг, оказываемых в рамках ОМС, определяется Кабинетом Министров.

Внедрение начального этапа ОМС предполагает наличие действующего порядка бесплатного предоставления медицинских услуг пациентам в медицинских организациях системы Минздрава за счет средств госбюджета, в том числе по направлениям:

  • амбулаторная медицинская помощь — медицинская помощь, оказываемая пациентам, не нуждающимся в круглосуточном наблюдении;
  • скорая и неотложная медицинская помощь, в случае необходимости госпитализация — помещение пациента в медицинскую организацию для оказания стационарной медицинской помощи;
  • диагностика и лечение социально значимых заболеваний;
  • вакцинация детей согласно Национальному календарю иммунопрофилактики.

Кроме того, в среднесрочной перспективе предусмотрен охват льготного контингента пациентов, которым медицинская помощь оказывается за счет средств госбюджета в связи с их социальным статусом или наличием заболеваний, определяемых решениями Президента, правительства и Минздрава.

Субъектами поэтапно внедряемой системы ОМС могут выступить:

  • застрахованные лица — граждане Узбекистана;
  • страховщики — работодатели;
  • страхователи — страховые компании;
  • генеральный страховщик — создаваемый специальный уполномоченный орган или Национальный фонд обязательного медицинского страхования;
  • исполнители — медицинские организации.

К застрахованным лицам предлагается отнесение, в краткосрочной перспективе, граждан, работающих в бюджетной сфере. Предлагается установить, что постоянно или временно проживающие на территории Узбекистана иностранные граждане и лица без гражданства имеют аналогичные права в вопросах обязательного медицинского страхования.

Второй этап предполагает охват страхованием членов семьи работающего гражданина и их детей с момента рождения. Это осуществляется медицинской организацией, в которой застрахованы родители или законные представители, до достижения совершеннолетия (дееспособности) — медицинской организацией, выбранной родителями или законными представителями.

Для работающих граждан страхователями станут плательщики страховых взносов по ОМС, для неработающих граждан — государственные органы.

Какие права будет иметь застрахованное лицо?

Проектом концепции закрепляется право застрахованного лица на:

  • самостоятельный выбор врача и любой медицинской организации, охваченной системой медицинского страхования;
  • возмещение страховой компанией и медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязанностей по предоставлению медицинских услуг;
  • получение информации от страховщика, связанной с регистрацией страхователей и уплатой страховых взносов;
  • делегирование своих прав страхователю в вопросе выбора или замены медицинской организации.

Информация об организациях, функционирующих в системе ОМС, будет доступна на сайте Национального фонда обязательного медицинского страхования. Будут размещены перечень и условия предоставления медицинских услуг, а также отзывы потребителей, с возможностью защиты персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного (индивидуального) учета в системе ОМС.

Как будут формироваться средства ОМС?

Формирование средств системы ОМС предусматривает аккумулирование доходов из следующих их источников: страховые взносы работающих граждан; страховые взносы работодателей на обязательное медицинское страхование работающего населения; субсидии госбюджета на покрытие расходов по страхованию льготной категории лиц в системе ОМС.

В долгосрочной перспективе с учетом международного опыта могут быть внедрены также страховые взносы для самозанятого населения.

Предусматривается защита от финансовых рисков в системе ОМС, а также установление резервов на оплату медицинской помощи, которая используется в случае недостатка средств у Национального фонда обязательного медицинского страхования на оплату медицинской помощи застрахованным лицам.

Кроме того, будет создана система экономических стимулов, которые мотивируют страховые организации осуществлять контроль качества оказываемой медицинской помощи, обеспечивать реализацию прав застрахованных лиц.

Как будет обеспечиваться качество медицинских услуг?

Для повышения доступности и качества оказания медицинской помощи застрахованным лицам предусматривается создание конкурентной среды между медицинскими организациями путем внедрения одинаковых требований для государственных и частных медицинских организаций, являющихся участниками системы ОМС.

Тарифы на оплату медицинской помощи будут устанавливаться специально уполномоченным органом по медицинскому страхованию, с учетом предложений медорганизаций, профессиональных союзов медработников и страховых компаний, и применяться для медорганизаций всех форм собственности.