Председатель Ассоциации инвалидов Узбекистана Ойбек Исаков — о необходимости устранения физических, информационных, финансовых и других барьеров, препятствующих доступу лиц с инвалидностью к правосудию.
Конституцией Узбекистана закреплено право всех граждан на правосудие и обращение в суд для защиты своих прав и законных интересов. Задачей государства является обеспечение равных возможностей для всех своих граждан в реализации ими прав и свобод, закрепленных в Основном законе.
Доступ к правосудию является основным принципом верховенства права. В отсутствие доступа к правосудию люди не в состоянии добиться того, чтобы их голос был услышан, они лишены возможности реализовывать свои права, вести борьбу с дискриминацией или привлекать к ответственности лиц, нарушающих закон.
Право на равный доступ к системе правосудия должно быть обеспечено государством для всех жителей, включая лиц с инвалидностью.
Доступ к правосудию необходимо рассматривать как широкое понятие, включающее в себя следующие элементы:
правовая доступность. Любое несовершенство законодательства, препятствующее эффективной защите прав и законных интересов в суде, должно рассматриваться как фактор отсутствия правовой доступности;
финансовая доступность (стоимость услуг защитника, государственная пошлина);
информационная доступность — осведомленность граждан о правах и обязанностях, информированность об организации деятельности и компетенции суда;
материально-техническая доступность. Она определяется степенью соответствия здания суда техническим стандартам и наличием в нем специальной инфраструктуры (подъездные пути, пандусы, поручни, лифты, звуковое оповещение, специально оборудованные туалеты).
Несмотря на защиту, предусмотренную международным правом в области прав человека, в частности Конвенцией ООН о правах инвалидов, инвалиды продолжают сталкиваться с разнообразными барьерами в плане доступа к правосудию:
правовые барьеры. Они возникают, когда права лиц с инвалидностью, закрепленные в законе, или правоприменительная практика противоречат положениям Конвенции ООН о правах инвалидов;
отношенческие барьеры. Негативное отношение и ложные убеждения судебного персонала, включая адвокатов и судей, приводят к тому, что инвалиды рассматриваются как лица, менее заслуживающие доверия, на всех этапах судебного процесса;
информационные и коммуникационные барьеры. Человек с инвалидностью зачастую не информирован о своих правах. Кроме того, инвалиды часто не только не знают о своих правах, но и не знают, куда обратиться в случае их нарушения. Данная проблема связана с недостаточной просветительской деятельностью в области прав и свобод лиц с инвалидностью;
физические барьеры. Здания и помещения судов не приспособлены к использованию лицами, передвигающимися в инвалидной коляске, инвалидов по зрению. В ходе судебных процессов инвалидам по слуху не обеспечивается услуги сурдопереводчиков (оплатить услуги сурдопереводчиков они зачастую не в состоянии, так как это весьма дорогостоящая услуга). Лица с инвалидностью по зрению не имеют права на использование звукозаписывающей техники во время следствия и судебных процессов, хотя для незрячих звукозаписывающая техника является инструментом общения, а также защиты своих прав в ходе следствия и судебного процесса;
экономические барьеры. По оценкам Всемирного банка, около 70% инвалидов, имеющих нарушения здоровья средней и тяжелой степени, живут за чертой бедности. Учитывая данную статистику, очевидно, что вопрос о финансовой доступности правосудия для лиц с инвалидностью стоит особенно остро. В мире около 95% лиц с инвалидностью 1-й группы не могут найти работу, еще 80% лиц со 2-й и 3-й группами инвалидности также безработные, согласно Всемирному докладу об инвалидности 2011 года. У нас подавляющее число инвалидов живут благодаря невысокой пенсии, они не в состоянии оплатить государственную пошлину за обращение в суд. В распоряжении президента от 1 августа 2017 года говорится, что вовлеченность инвалидов в трудовую деятельность составляет 2%. Из этого следует что 98% не работают и живут на пособие, средний размер которого — 370 тысяч сумов.
Чтобы обеспечить конституционные права лиц с инвалидностью на доступ к правосудию, Ассоциация инвалидов Узбекистана предлагает включить в законодательство следующие предложения:
Здания и помещения судов обязательно должны быть переоборудованы, а новые здания — возводиться с учетом потребностей лиц с инвалидностью.
Лицам с инвалидностью по зрению на всех стадиях судебного производства в уголовных, гражданских, административных, экономических и иных судах, в том числе на стадиях расследования и предварительного следствия, предоставляется возможность пользоваться услугами проводников, чтецов и звукозаписывающей аппаратурой за счет средств государственного бюджета.
Слабослышащим и глухонемым лицам с инвалидностью на всех стадиях судебного производства, в уголовных, гражданских, административных и экономических и иных судах, в том числе на стадиях расследования и предварительного следствия, предоставляется возможность пользоваться услугами профессионального сурдопереводчика за счет средств государственного бюджета.
В процессе расследования и предварительного следствия, а также в ходе уголовного судопроизводства лицам с инвалидностью оказывается юридическая помощь и предоставляются услуги адвоката, выбранного лицом с инвалидностью с момента задержания за счет средств государственного бюджета.
К лицам с инвалидностью первой и второй группы не может применяться мера пресечения в виде заключения под стражу. (Должно учитываться, что инвалиды в большинстве случаев не располагают возможностями внести залог, если эта мера пресечения назначается судом.)
Лица с инвалидностью, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, обеспечиваются всеми видами государственных социальных, реабилитационных и медицинских услуг, в том числе доступностью физической среды.
Если один из участников судебного процесса является лицом с инвалидностью, судебное заседание обязательно проводится в помещении, доступном для использования лицами с инвалидностью.
Лица с инвалидностью и их общественные организации освобождаются от уплаты государственной пошлины во всех судах, а также пошлин за нотариальные услуги.
Лица с инвалидностью могут подавать заявления в суды, находящиеся по их месту жительства. (Должно учитываться, что порядок подачи искового заявления по месту жительства ответчика или месту нахождения оспариваемого имущества ограничивает доступ инвалида к правосудию.)
Приговоры, решения и определения судов должны излагаться доступно для понимания лицами с инвалидностью и в доступных для них форматах.
Представители общественных объединений инвалидов имеют право выступать в качестве общественных защитников лиц с инвалидностью, а также своих членов в ходе расследования, предварительного следствия и в судах по уголовным делам.
Представители общественных объединений инвалидов в качестве законных представителей имеют права представлять и защищать интересы лиц с инвалидностью, а также своих членов в гражданских, административных и экономических судах.
Государство осуществляет меры по подготовке кадров по вопросам обеспечения прав лиц с инвалидностью, обучения судей, работников правоохранительных органов, учреждений исполнения наказания, адвокатов, сурдопереводчиков, социальных и медицинских работников о правах лиц с инвалидностью на доступ к правосудию.
Хотелось бы подчеркнуть, что доступ к правосудию всех категорий граждан является важнейшим показателем развития правового государства; он учитывается многими международными рейтинговыми агентствами. Всеобщий доступ к правосудию также входит в приоритеты ООН, связанные с достижением Целей устойчивого развития на период после 2015 года.
Нашей главной целью является построение инклюзивного общества, где будут созданы равные возможности для всех граждан в реализации ими своих прав и свобод. Основным двигателем этого процесса является ратификация конвенции ООН «О правах инвалидов» и сильное гражданское общество.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.