Узбекистан планирует урегулировать урбанизацию и улучшить государственную жилищную политику. Проект соответствующего указа президента опубликован для обсуждения 2 августа, его разработчиком выступил Кабинет Министров.
Проект перечисляет системные проблемы отрасли:
1. Отсутствие или низкое качество градостроительных документаций, в том числе генеральной схемы расселения на территории страны, схемы планировки территории республики, отраслевых схем развития, генеральных планов и проектов детальной планировки населенных пунктов. Это приводит к хаотичному размещению и застройке объектов жилищного строительства, отсутствию их сопряженности с объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
2. Отсутствие единой государственной политики по планированию и стимулированию урбанизации;
3. Недостаточность финансовых ресурсов для расширения государственной поддержки городского и сельского жилищного строительства, особенно для семей с невысоким и средним уровнем доходов;
4. Отсутствие механизма мониторинга оценки и определения нужд и потребностей населения в улучшении жилищных условий, потенциального и реального спроса населения на жилье.
В случае подписания указа основными направлениями регулирования урбанизации и государственной жилищной политики станут:
- государственное регулирование развития урбанизации, направленное на обеспечение соразмерности потребности населения в жилых домах, количества рабочих мест, мощностей объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и объема жилищного фонда;
- поэтапное формирование городских агломераций за счет преобразования развиваемых крупных сельских населенных пунктов, городских поселков, малых и средних городов, прилегающих к крупным городам, в города-спутники, предусматривающее расширение территорий общественно-деловых зон в центральной части крупных городов с уменьшением территорий производственных и жилых зон, приводящих к дополнительной нагрузке для инженерной, транспортной и социальной инфраструктур города;
- обеспечение разработки градостроительной документации по всей территории страны, в том числе генеральных планов и проектов детальной планировки населенных пунктов;
- комплексную застройку территорий путем образования новых жилых зон, в первую очередь, на пустующих земельных участках и территориях с жилыми домами и жилыми помещениями, непригодными для проживания вследствие физического износа, аварийности или по другим основаниям, с обеспечением инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, а также созданием производственной зоны для обеспечения занятости населения;
- совершенствование механизмов финансирования комплексного строительства, в том числе с привлечением субъектов предпринимательства на условиях государственно-частного партнерства;
- поэтапное полное удовлетворение потребностей населения в жилых домах, в том числе доступных для семей с невысокими и средними доходами, в рамках реализации государственных программ комплексного строительства, а также усиление государственной поддержки ипотечного кредитования;
- увеличение количества муниципальных и коммунальных жилых домов, предоставляемых в аренду и на безвозмездной основе нуждающимся слоям населения, обеспечение доступности, открытости и прозрачности их приобретения и распределения;
- гарантирование реализации права собственности на земельные участки для физических и юридических лиц, формирование условий для введения земельных участков в гражданский оборот;
- имплементация общепризнанных международных стандартов в сфере архитектуры и строительства с учетом природно-климатических условий Узбекистана, внедрение современных методов строительства жилых домов с улучшенным видом, дизайном и с использованием передовых, энергосберегающих, экологически чистых технологий и материалов.
Планируется создание Национального агентства урбанизации и социального развития в виде органа государственного управления, ответственного за выработку и реализацию единой государственной политики в сфере урбанизации.
Его основными задачами и направлениями деятельности могут быть определены:
- управление формированием городских агломераций, созданием городов-спутников с организацией разработки градостроительной документации и созданием инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
- регулирование комплексного развития городской системы расселения, формирование эффективного соотношения малых, средних и крупных городов с учетом мировой практики;
- разработка и реализация государственных программ комплексного строительства, аккумулирование финансовых ресурсов для их реализации, в том числе поступающих от приватизации и продажи земельных участков;
- принятие мер по развитию ипотечного жилищного кредитования, контроль за целевым и эффективным использованием выделенных средств для комплексного строительства;
- развитие рынка ипотечных ценных бумаг и иных финансовых инструментов, повышение их ликвидности, а также снижение рисков на рынке ипотечного жилищного кредитования;
- контроль за обязательным соблюдением обеспечения соразмерности потребности населения в жилых домах, количества рабочих мест, мощностей объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и объема жилищного фонда, а также созданием соответствующей производственной зоны для обеспечения занятости населения при строительстве новых жилых зон;
- развитие и внедрение энергосберегающих, экологически чистых технологий и материалов, в том числе альтернативных источников энергии при комплексном строительстве, а также их полномасштабное использование в целях модернизации инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
Во второй половине 2019 года, как ожидается, будут утверждены основные прогнозные параметры государственных программ комплексного строительства на 2020−2025 годы.
В госпрограммы комплексного строительства будут включены жилые дома, предназначенные для семей с невысокими и средними доходами, нуждающихся в улучшении жилищных условий — по льготным ценам, в том числе жилые дома, предназначенные для временного проживания малообеспеченных лиц на основе договоров аренды и найма — по доступным ценам, а также жилые дома, предназначенные для социально уязвимых слоев населения (детей-сирот, одиноких престарелых граждан, военнослужащих, получивших инвалидность), предоставляемые на безвозмездной основе.
Кроме того, в госпрограммы войдут дома по типовым проектам, предназначенные для реализации по рыночным ценам с предоставлением ипотечных кредитов без государственных субсидий, а также дома, построенные с привлечением средств субъектов предпринимательства на условиях государственно-частного партнерства и реализуемые населению по рыночным ценам.
С 1 июля 2019 года планируется установить, что:
- юридические лица — резиденты Узбекистана вправе приватизировать земельные участки, на которых расположены принадлежащие им здания и сооружения, объекты производственной инфраструктуры, а также прилегающие к ним земельные участки в размерах, необходимых для производственной деятельности.
- граждане — резиденты Узбекистана вправе приватизировать земельные участки, выделенные им для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома;
- приватизация указанных земельных участков осуществляется решением местными органами власти на основании заявления физических и юридических лиц;
- гприватизация земельных участков осуществляется на платной основе при наличии кадастровых документов и только в отношении земельных участков, расположенных в населенных пунктах, имеющих генеральные планы и проекты детальной планировки;
- земельные участки, приватизированные физическими и юридическими лицами — резидентами Узбекистана, являются объектами гражданского оборота;
- приватизированные земельные участки являются частной собственностью и неприкосновенны, а также защищаются государством в соответствии с законом «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников».
Для разработки генеральных планов Ташкента и Самарканда будет проведен международный конкурс.
Как ожидается, до конца года будет выработано решение по совершенствованию ипотечного кредитования жилищного строительства.
Принять участи в обсуждении проекта постановления можно до 17 августа.