Блокировка сайтов, содержащих запрещенный законодательством Узбекистана контент, урегулирована постановлением Кабинета Министров от 5 сентября.
Согласно закону «Об информатизации» заблокировать сайт могут, если он используется для:
- призыва к насильственному изменению конституционного строя, территориальной целостности Узбекистана;
- пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;
- разглашения сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
- распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, а также порочащей честь и достоинство или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство в их частную жизнь;
- пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
- пропаганды порнографии;
- совершения других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом.
Документ утверждает положение о порядке ограничения доступа к сайтам, содержащим «информацию, распространение которой запрещено законодательством Узбекистана».
В положении разъясняется, что «ограничение доступа — комплекс организационных и программно-технических мер, направленных на прекращение доступа пользователей к соответствующему информационному ресурсу сети интернет на территории Узбекистана».
Мониторинг сайтов будет вести Центр мониторинга в сфере массовых коммуникаций Узбекского агентства по печати и информации. Центр также назначен уполномоченным органом по формированию и ведению Реестра информационных ресурсов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством.
По результатам мониторинга в случае выявления сайтов с запрещенной информацией центр мониторинга в течение одного рабочего дня готовит соответствующее заключение. В нем должны быть отражены: дата принятия заключения, основание для проведения мониторинга, предмет изучения (перечень ресурсов, в которых выявлена запрещенная информация) и выводы мониторинга.
Заключение центра, как и Экспертной комиссии в сфере информации и массовых коммуникаций, которая может проводить экспертизу результатов мониторинга, можно обжаловать в суде.
Основанием для включения в реестр являются:
- заключение центра на наличие запрещенной информации на сайте;
- решение зкспертной комисии о признании информации запрещенной.
После подготовки заключения или получения решения экспертной комиссии центр незамедлительно вносит в реестр идентификационные данные сайта, распространяющего запрещенную информацию, с обязательным указанием заключения или решения, послужившего обоснованием. К данным сайта относятся уникальные доменные имена, указатели страниц сайтов и сетевые адреса.
Комплекс мер по ограничению доступа к сайту, включенному в реестр, принимает Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций. В документе подчеркивается, что ограничение доступа осуществляется только в отношении сайтов, данные которых внесены в реестр.
Сайт блокируется в течение 12 часов после внесения его данных в реестр.
Пользователи, заходя на заблокированный сайт, будут видеть информационное сообщение о внесении данных ресурса в реестр и контактные данные для обращения.
Исключение данных сайта из реестра проводится центром мониторинга в течение суток на основании письменного (электронного) обращения владельца ресурса, где он сообщает об удалении запрещенной информации с сайта.
Кроме того, сайт могут исключить из реестра по решению суда о признании недействительным или отмене заключения центра мониторинга или решения экспертной комиссии.
Центр мониторинга в течение суток с момента получения обращения владельца ресурса проверяет, действительно ли запрещенный контент удален с сайта, после чего исключает данные сайта из реестра. В течение суток после исключения из реестра Мининфоком снимает ограничение доступа.
Доступ к данным реестра предоставляется органам государственной власти в рамках их полномочий, а также юридическим и физическим лицам на основании запросов о принадлежащих им информационных ресурсах.