По рингу кружит судья. Хозяева петухов двигаются по периметру, пристально следя за боевыми ранениями питомцев. Бьющиеся птицы сплетаются своими длинными шеями, клюют друг другу лапы и туловища, крылья и шеи.
«Перед боем определяется продолжительность раунда, например, 10 минут», — говорит корреспонденту «Газеты.uz» один из десятков здешних игроков.
Судья встревает между бойцами, хозяева берут петухов на руки, вытирают их длинные ноги ладонями и отправляют драться дальше.
Согласно правилам игры, по окончании раунда хозяева могут осмотреть своих птиц и продолжить бой. Ставки делаются прямо перед раундом. Размер ставок ни один игрок разглашать не стал.
В пяти шагах от разгара бойни мальчик лет 12 предлагает перекусить. Ребенок у торговой коляски берет пол-лепешки, ловко закидывает в разрезанный карман хлеба лук и фарш и обильно поливает уксусом.
На протяжении многих лет в сухую и теплую погоду под открытым небом любители азартных видов спорта рассыпаются по мрачному закоулку блошиного рынка Янгиабад для проведения петушиных боев. В воздухе стоит запах потного оперения, сигаретного дыма и нечистот. Десятки петушиных «кукареку» зазывают зевак на шоу.
В привычной для воскресных дней толпе легко найти тех, кто пришел сюда посмотреть на драку и поучаствовать в ней. Несколько десятков мужчин в черных куртках снуют за сетчатым забором на окраине торговых рядов.
Здесь собрались любители-мальчишки и седобородые аксакалы в чапанах, рядом с которыми, держа петухов за пазухой, идут юноши. Старики с достоинством ведут диалог о бое. В их мудрых глазах нет бешеного азарта, только взвешенный профессионализм и холодный рассудок.
Посторонних здесь немного, но любопытный резко выделяется среди вошедших во вкус. Многие мужчины держат своих птиц в руках, из-за чего пробиваться сквозь толпу становится страшно — кажется, что клювы пернатых могут неожиданно ранить проходящих мимо людей. Но на удивление спокойные петухи покорно сидят в руках хозяев. На этом большом ринге нет ни одной женщины. Только одна золотозубая пара цыган, мужчина и женщина, забредшие сюда с близлежащего люли-базара, улыбаются чему-то у самого входа.
Бой ведут сразу несколько пар петухов на разных площадках. Количество людей, наблюдающих за ходом той или иной битвы, намекает на популярность игроков. Мужчины замкнули тесное кольцо вокруг двух бьющихся птиц. Первый ряд болельщиков сидит на корточках и курит. Многие зачерпывает из карманов и пакетов горсть подсолнечных семян и заплевывают шелухой ринг. За первым кольцом следует два ряда стоящих мужчин. Многие наблюдают за боем с бетонной возвышенности.
Другие пары бойцов вызывают меньший интерес общества. За их схваткой и следят куда меньше людей, поэтому наблюдению ничего не препятствует. Птицы почти не взлетают, не топчут друг друга, лишь по-прежнему сплетаются шеями, как братья.
«Они дерутся раз в две недели-месяц. Иногда умирают, конечно. Заработать можно на цыплятах. Если петух хороший, цыпленок стоит 1000−1500 долларов США», — рассказал все тот же игрок. Он добавил, что бои являются частью нашей культуры. У многих людей разведение бойцовых петухов — хобби.
Перед игроками практически неподвижно стоят три петуха. В стороне от них молодой парень подбирает платок, вытирает окровавленную голову петуха. Красный носовой платок плавно опускается на землю.
По словам участника, на рынке бои проводятся нелегально, но дирекция не может об этом не знать. На абсолютно открытые бои можно попасть в Келесе. Даже если запретить проведение схваток на базаре, любители все равно найдут место для развлечения.
Участник поделился с «Газетой.uz» скудными данными и о собачьих боях, которые проводятся на окраинах Ташкента:
«В ходе битвы собак о деньгах говорить не принято. Ставки делают за несколько дней до проведения боя. Играют на 50−70 млн сумов. Предпочтения отдают алабаям. Здесь [на Янгиабаде] их тоже можно купить. Собаки зубами рвут друг друга. Конечно, это очень жестоко».
На блошином рынке действительно можно приобрести алабая — огромные животные с красными глазами лают друг на друга. Здесь продаются и питбули, ротвейлеры, боксеры — крепко привязанные к железным трубам и решеткам, они ждут новых хозяев. Возможно, этим собакам повезет, и их не принудят драться.
В начале марта ГУВД Ташкента заявило, что нацелено на пресечение собачьих боев. Готовится предложение по введению запрета на бои животных. Пресс-служба ведомства попросила граждан, имеющих информацию о боях в Ташкенте, обращаться по номерам: 71−232−30−40, 232−30−50 и 102. О боях в областях Узбекистана можно уведомить региональные управления внутренних дел по номеру 102.
По словам директора Общества по спасению бездомных животных Яны Бочкаревой, бой сам по себе подразумевает жестокость, будь то собачьи, петушиные или другие бои.
«Животные не должны подвергаться какому-либо насилию. Они имеют право на жизнь. Поэтому вызывать агрессию у любого животного — плохо. Агрессия порождает агрессию и перекладывается на людей. Она деструктивно сказывается на детях, которые становятся свидетелями таких боев. Люди, стоящие за петушиными и собачьими боями, руководствуются установками, что животных надо приносить в жертву, их непременно нужно убить», — считает специалист.
Она считает, что общественное отвращение к культуре боев начинается с воспитания детей. В учебных заведениях от детских садов до вузов нужно проводить беседы и распространять информацию в СМИ.
«Районные и городские ветеринарные клиники, Общество защиты животных „Mehr va оqibat“ и наше Общество спасения бездомных животных пропагандируют любовь и уважение к животным. Животных нельзя обижать. „Если ты не можешь помочь животному, хотя бы не сделай ему плохо и больно“ — это те ценности, которые нужно прививать с детства. Мы живем в 21 веке, и бои как издержки прошлого должны кануть в Лету. Существует много занятий, которым можно посвятить время. Мир и без этого погряз в крови и боли. Нет необходимости в искусственном создании страданий. Человек должен больше созидать, а бои животных несут с собой разрушения», — отметила Яна Бочкарева.
По мнению Государственного комитета по развитию туризма, у петушиных и бараньих боев есть туристический потенциал, так как бои животных по сей день проводятся на Навруз, праздники урожая, свадьбах и других крупных мероприятиях.
«Национальные узбекские фестивали, на которых демонстрируется быт и культура нашего народа, вызывают особый интерес туристов, — отметили в пресс-службе Госкомтуризма. — Бои животных, которые не вели хищный и плотоядный образ жизни, вошли в „сценарии“ основных сезонных фестивалей, семейных обрядов. Собачьи бои проводились исключительно среди любителей азарта, в узком кругу, во время военных походов и с целью большой наживы. Данный вид боев отличается крайней жестокостью, каждый бой заканчивается смертью или тяжелым увечьем одного, а иногда и обоих псов. В отличие от собачьих, петушиные и бараньи бои заканчиваются, как только один из соперников проявит слабость и покажет это бегством от сильного соперника».
Доход от проведения боев животных не рассматривается как предмет статистики, ответили в Госкомтуризма на вопрос о том, какую прибыль могут приносить эти зрелищные мероприятия. Петушиные и бараньи бои во время фестивалей и празднований проводятся любителями и предназначены не для ставок на выигрыш, а в качестве публичных зрелищ. Нелегальные собачьи бои же проводятся в закрытых кругах, в которые не допускаются посторонние люди, тем более иностранные туристы, сообщили в комитете.
«Мы бы предложили подумать над монетизацией и красивой подачей проведения петушиных и бараньих соревнований. Примером может послужить родео в США, строительство отдельных арен для петушиных зрелищ в Мексике, ставки зрителей на ипподромах в Англии и другие. Наконец, в Испании наряду с беспощадной корридой, которая привлекает миллионы туристов, придумали более гуманную форму корриды с элементами соревнований древнеримских игр в Колизее — игры с различными препятствиями для людей против молодых бычков, на рога которых надеваются защитные покрытия», — прокомментировали в Госкомтуризма.
Петушиные и бараньи бои являются частью традиционных культурно-развлекательных фестивалей в Узбекистане, и создание благоприятных организационно-правовых условий для их проведения послужит дополнительным импульсом к привлечению иностранных туристов в республику, считают в комитете.