С весны прошлого года в Ташкенте существует Центр по реабилитации лиц без определенного места жительства при ГУВД (в народе его называют приютом для бездомных). Вот уже некоторое время я являюсь в нем одним из волонтеров и вижу его ежедневную деятельность.
С июня 2018 года сюда доставлены 4214 человека, очень многие из них оказались приезжими из других областей. Чаще всего это люди, утратившие связь с семьей, без документов, без работы, нуждающиеся в помощи медиков, психолога, социальных работников.
Центр реабилитации помог спасти многие жизни. По словам заместителя начальника управления ППС и ОПП ГУВД Ташкента Жафара Амонова, в январе-марте этого года на улицах столицы умер всего один бездомный человек. За аналогичный период прошлого года произошло 48 таких случаев.
Личность человека, попавшего в центр, должна быть установлена в течение 30 дней. За это время он получает необходимую помощь, условия проживания, питание, одежду. Далее в центре решается вопрос дальнейшего направления к родным, или в дом заботы о престарелых, или в другие учреждения. Но если человеку совсем некуда идти, он остается в приюте при центре.
«Сейчас в центре находятся 510 человек, из них 307 человек — люди, постоянно живущие в приюте. Больше им некуда идти, — рассказал Жафар Амонов. — Те, кому оформлены паспорта, получают прописку по адресу центра. У некоторых из них есть работа. Например, по договору со строительной компанией Insoft-Invest, некоторые наши подопечные трудятся на стройке. Это дает им некоторый заработок».
Из 4214 человек, попавших в центр, 121 человек из тех, кому выданы паспорта, поступили на работу. Но все же работа есть далеко не у всех.
Ищем владельца полиграфии: есть сотрудник!
Я познакомился с человеком по имени Д. и расспросил его о роде деятельности в прошлом. Он оказался грамотен, имеет навыки пользования Adobe Photoshop, знает работу с полиграфическими станками, которые печатают и режут баннеры. Со слов жильца приюта, с 1999 года он открыл свою фотостудию, развивал бизнес, но в 2014 году волей случая все потерял: салон полиграфии, автомобиль, квартиру. Сегодня он хотел бы изменить свою жизнь и мечтает найти применение профессиональным навыкам. Найдется ли среди читающих тот, кто готов попробовать взять на работу жильца приюта для бездомных? Он был бы рад шансу, и я вместе с ним. Еще среди жильцов есть кафельщик — может быть, кто-то ищет наемного рабочего?
Что нужно людям в приюте?
Все средства, выделяемые государственным бюджетом, покрывают деятельность центра. Но правовой статус и источники финансирования приюта не урегулированы. Все разрастающийся приют, где живут бездомные люди, в основном, существует на добровольные пожертвования, спонсорскую помощь. Люди и организации привозят еду, одежду, средства гигиены, постельные принадлежности. Но насколько это стабильно и достаточно?
После 30 дней люди должны покинуть центр. Но опять же: а если им совсем некуда идти и у них так и нет документов? Пошлина на оформление паспорта должна быть выплачена органами власти на местах — хокимиятами территорий, где оформляется паспорт. Однако эти деньги должны быть заложены в бюджет территорий, это необходимо учитывать. Иначе люди остаются без паспортов.
Часть жильцов не имеет возможности передвигаться без посторонней помощи, часть вообще оказались без возможности движения. Центр оказывает таким людям посильную помощь, направляя на медобследование и, при необходимости, хирургическую помощь. «Пятеро жильцов были прооперированы в связи с заболеваниями опорно-двигательной системы, двоим проведена операция на глаза», — говорит Жафар Амонов.
В штате центра нет наркологов, психологов, социальных работников. За помощью представители центра обращаются в Ассоциацию психологов, Минздрав. По графику медицинские специалисты из поликлиник приезжают и проводят осмотры и консультации.
Нужны продукты
В приюте есть продуктовый склад. Увидев объемы, хранящиеся там, я поначалу был впечатлен — до момента, когда мне предложили задуматься: насколько хватит этого количества, когда речь идет о более чем двух сотнях людей? А если людей станет больше?
Продукты питания хранятся по всем нормам. Имеются два холодильника, которые были подарены спонсорами еще прошлой осенью: в них хранится мясо. Есть отдельная комната для круп, картошки, лука.
Как распределяется помощь
На просторах сети я встречаю как положительные, так и, бывает, отрицательные мнения людей о работе приюта. С одной стороны, часто выяснялось, что человек, плещущий негативом, даже не бывал там ни разу, а уверенные рассуждения основаны на предрассудках и стереотипах. С другой стороны, иногда оказывалось, что автор комментария все же посещал это место в качество волонтера и пишет на основании слов жильцов. И вот последнее — то, что я предлагаю обсудить.
В одной из Facebook-групп девушка возмутилась тем, что часть приносимого в центр волонтерами имущества не доходит до его жильцов. На уточняющие вопросы она ответила: один из проживающих в приюте бездомных увидел, как благотворители принесли в дар телевизор, который затем таинственно исчез. Сопереживая делам центра, я попробовал разузнать, что же произошло на самом деле. Как выяснилось, центру были подарены два больших телевизора — и они никуда не исчезли. Каждый благотворитель фиксирует свой дар в специальном журнале, это позволяет вести точный учет имущества, переданного центру волонтерами. Отмечу, что не всегда подаренное выдается жильцам сразу в полном объеме. Нужно оценивать ситуацию объективно и понимать: многие из них серьезно десоциализированы, имеются люди с сильной алкогольной зависимостью. Но проблема не только в этом: волонтер может посетить центр раз в месяц. В то же время поступают в приют стабильно — и всем им нужны одежда, обувь и другие блага для старта новой жизни.
Одежду в центре с недавних пор все благотворители раздают жителям сразу. Но в итоге людям, которые в момент приезда находятся на работе или которые приходят в центр уже после приезда спонсоров, — ничего не достается. Почему же, спросите вы, так поступают? Чтобы избежать комментариев, которые оставляют в сети: о том, что ему/ей «сказали люди, которым сказали другие люди, что сотрудники забирают вещи и не отдают их жителям приюта».
Раньше было так: благотворитель принес в дар одежду (в большинстве случаев бывшую в употреблении), отдал ее сотрудникам, и сотрудники равномерно делят одежду между жителями. А сейчас происходит то, что я описал выше.
Друзья центра оказывают посильную помощь. Спонсоры передали центру мебель, холодильники, постельные комплекты, наборы одежды. Компания MEHR-SAHOVAT 2018 принимает средства на свой расчетный счет, организуя питание для жителей центра.
Возможно, вы можете помочь центру. Здесь вас встретят добросовестные, приветливые, старательные и знающие свою миссию сотрудники.
Прошу всех неравнодушных к жизни города помочь центру в удобном вам формате. Адрес центра: Ташкент, Яшнабадский район, ул. Чашма, 3. Есть отметка на Google-картах. Контактный номер: (+99898) 368−07−08 — начальник центра Боходир Душаев.
Расчетный счет ООО MEHR-SAHOVAT 2018: 20208000800901413001, НБ ВЭД РУз, Бектемирский филиал.
Поделитесь картинкой с контактами центра в социальных сетях или расскажите о нем знакомым и близким. Привезя килограмм риса, за раз вы накормите пять человек. Пусть потраченные вами время и силы рождают благие дела.