Торгово-промышленная палата Узбекистана предложила сделать членство в ней обязательным не только для крупных компаний, но и для частных предпринимателей. Проект закона об этом опубликован для обсуждения.
Сегодня членство в палате является добровольным для субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, а для других субъектов предпринимательства — обязательным.
Как отмечают разработчики документа, после принятия закона «О торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» в новой редакции возникли проблемы с вступлением крупных компаний в ТПП.
«Было получено более 827 обращений. В них крупные предприятия отказались заключать обязательное членское соглашение, сославшись на то, что они являются частными предприятиями», — говорится в проекте.
Проблема вызвана тем, что в законодательстве отсутствует четкое определение понятия «частное предпринимательство», которое также не числится в классификации субъектов предпринимательства, отмечают разработчики. Только в статье 5 закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности» четко указано, кто относится к субъектам малого предпринимательства: индивидуальные предприниматели, микрофирмы и малые предприятия.
В предложенной поправке предлагается оставить выбор, вступать в ТПП или нет, только малому бизнесу, а для остальных членство сделать обязательным.
В феврале прошлого года председатель ТПП Адхам Икрамов отмечал, что из 615 тысяч субъектов предпринимательства обязательными членами должны стать только 2400, включая государственные и частные банки.
«Совершенно не обязательно находиться в больнице сегодня, если ты платишь исправно налог и для этого развивается социальная среда. Мировой опыт показывает, что ТПП, являясь зонтиком и мостом между бизнес-сообществом и государством, является сильной, [если] вся она основана на 100-процентном обязательном членстве всех бизнес-сообществ», — заявлял он.
Согласно уставу ТПП, ежегодные членские взносы для обязательных членов устанавливаются по следующим ставкам в зависимости от их основной деятельности:
- сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство — 50 базовых расчетных величин;
- производство промышленных товаров — 70 БРВ;
- строительство — 60 БРВ;
- оптово-розничная торговля — 60 БРВ;
- транспортировка и хранение — 50 БРВ;
- услуги по проживанию и питанию — 50 БРВ;
- информационно-коммуникационные услуги — 50 БРВ;
- здравоохранение и социальные услуги — 50 БРВ;
- другие виды деятельности — 50 БРВ;
- предприятия, переведенные в категорию крупных налогоплательщиков, — 400 БРВ;
- банки с государственной долей — 2000 БРВ;
- другие коммерческие банки — 300 БРВ;
- страховые компании с государственной долей — 200 БРВ;
- другие страховые компании — 100 БРВ.
Обсуждение проекта закона продлится до 28 января.
Ранее депутат Законодательной палаты, член фракции Либерально-демократической партии Расул Кушербаев заявлял, что такой порядок нарушает права и интересы фермеров и дехкан и превращает негосударственные некоммерческие организации, которыми формально являются Совет фермеров и ТПП, в «гибридные организации». Блогер и юрист Хушнудбек Худайбердиев приводил выдержки из законодательных актов, где указано о добровольности вступления в ННО, а также вступал в спор с председателем УзЛиДеП Актамом Хаитовым, который одновременно занимает пост главы Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель.