В Узбекистане в преддверии Нового года резко выросли цены на мандарины, несмотря на снижение импортных цен почти на 40%. «Газета.uz» попыталась разобраться, почему так произошло, кто завозит мандарины в страну и как можно снизить цены.
Откуда в Узбекистан завозят мандарины
Источник: Госкомстат, UN Comtrade | International Trade Statistics Database.
Согласно данным, предоставленным Госкомстатом «Газете.uz», по состоянию на 1 декабря 2020 года Узбекистан импортировал из зарубежных стран 23,8 тысячи тонн мандаринов, что на 823,4 тонны, или на 3,3%, меньше, чем за аналогичный период 2019 года.
В минувшем году мандарины в Узбекистан ввозились в основном из Пакистана (19,5 тысячи тонн, 82%). Остальная часть пришлась на Китай — 2200 тонн, Турцию — 1300 тонн, Египет — 214,2 тонны, Казахстан — 156,3 тонны и другие страны.
Средние контрактные цены импорта мандаринов снизились в среднем на 39,3% — с 275,6 доллара за тонну (27 центов за 1 кг) до 167,2 доллара (16 центов). При этом розничные цены на мандарины выросли примерно на 60%, а на апельсины — на 33%, сообщает EastFruit.
«Если в рознице в декабре 2019 года — феврале 2020 года минимальные цены на пакистанские мандарины составляли 4,5−5 тысяч сумов, то в декабре 2020 года меньше чем за 10 тысяч сумов 1 кг мандаринов было невозможно приобрести», — отмечает издание.
Возможные причины роста цен
Эксперты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) попытались исследовать причины резкого роста цен.
По их данным, перевозка мандаринов из Пакистана в 2020 году осуществлялась двумя маршрутами. По первому маршруту — рефрижераторными автомобильными фурами из Пакистана через Афганистан, по второму — из Пакистана через Китай и Таджикистан.
Как отметили в ИПМИ, в 2019 году маршрут поставки мандаринов включал и морскую составляющую, которая увеличивала расстояние. Так, из Пакистана плоды доставлялись до иранского порта Бендер-Аббас, далее от порта до железнодорожной станции Ирана, затем через Туркменистан в Узбекистан.
До 2020 года мандарины из Пакистана в Узбекистан доставлялись через Афганистан незначительными партиями. Необходимость перевозки таким маршрутом объясняется тем, что в пик пандемии коронавируса, а именно в начале марта 2020 года, была закрыта туркмено-иранская граница. Это привело к резкому снижению перевозок в межгосударственном сообщении по коридору Север-Юг. Введение конвенционного запрета со стороны Туркменистана повлекло снижение объемов железнодорожных перевозок, экспортных и транзитных грузов Узбекистана в Иран в среднем на 2% и 2,3% соответственно.
Официальные данные показывают, что перевозка мандаринов из Пакистана в Узбекистан осуществлялась с января по март и с ноября по декабрь 2020 года, а в марте произошло переориентирование на Афганистан.
В отечественных транспортно-экспедиторских организациях сообщили, что провозная плата цитрусовых на рефрижераторных автомобилях в 2020 году осталась неизменной по сравнению с 2019 годом.
Несмотря на низкую себестоимость перевозки мандаринов, сохранение импортных пошлин (20%, но не менее 0,20 доллара США/кг) и стоимости доставки, а также сокращение расстояния перевозки примерно на 800 км по сравнению с морским транспортом, цены на мандарины в Узбекистане были высокими.
Причина роста цен на первый взгляд может быть неочевидна, отметили эксперты института. В период до пандемии из интервью со специалистами железнодорожного транспорта выяснилось, что в среднем 4000−5000 тонн мандаринов в год (18−20% от общего импорта) завозились пассажирами, занимающимися розничной торговлей, в частности, пассажирскими поездами. В соответствии со статьей 66 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом Узбекистана, «каждый пассажир имеет право провоза с собой ручной клади не более 36 кг (на полный или детский билет). В вагонах с двухместными купе разрешен провоз 50 кг ручной клади».
Узбекские предприниматели закупали продукцию на оптовых рынках России (Москва, Илецк) и беспрепятственно, без уплаты таможенных пошлин перевозили мандарины на поездах направлением Москва — Ташкент, Москва — Андижан, Санкт-Петербург — Ташкент. Таким образом, данный объем мандаринов в учёт не включался. Поскольку этот товар попадал на внутренний рынок, увеличивались предложение и конкуренция, в итоге покупатель приобретал продукцию по сниженной цене.
В марте 2020 года пассажирские поезда были отменены, и, соответственно, кроме официального сокращения импорта цитрусовых внутренний рынок потерял и эти неучтённые поставки. Это привело к значительному снижению предложения и росту цен.
Возможности для снижения цен
Институт прогнозирования и макроэкономических исследований также рассмотрел, какие перспективы ожидаются на внутреннем рынке цитрусовых и какие возможности есть для снижения цен.
29 декабря 2020 года премьер-министр Пакистана подписал совместное обращение в финансовые институты о выделении средств на строительство Трансафганской железной дороги между Пакистаном и Узбекистаном (Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар). Данная железная дорога будет использоваться в целях перевозки грузов и пассажиров. Это создаст дополнительные возможности для расширения торговли, в том числе плодоовощной продукцией, между двумя странами и позволит снизить транспортные издержки на поставки продукции.
В ИПМИ считают, что ещё одна возможность для снижения цен на цитрусовые на внутреннем рынке — снижение ставки импортной пошлины. Сейчас к группе «ТНВЭД 0805 Цитрусовые» при импорте применяется ставка 20%, но не менее 0,20 доллара США/кг для стран, входящих в РНБ (режим наибольшего благоприятствования), и 40%, но не менее 0,40 доллара США/кг для стран, не входящих в РНБ (Аргентина, ЮАР, Эквадор и другие).
Так как такие цитрусовые, как мандарины и апельсины, в Узбекистане не производятся, нецелесообразно держать ставку на высоком уровне. Снижение таможенной пошлины позволит насытить рынок Узбекистана цитрусовыми по более низким ценам, подчёркивают эксперты. Для примера: а ЕАЭС на цитрусовые применяется ставка 5%, но не менее 0,015 евро за 1 кг.
Кто завозит мандарины
Государственный комитет по статистике по запросу «Газеты.uz» предоставил список из 58 компаний-импортёров мандаринов, однако не стал раскрывать их доли на рынке и объём завозимой продукции с учётом коммерческой тайны предпринимателей.
По данным «Газеты.uz», первые 10 компаний в списке являются крупнейшими импортерами мандаринов в Узбекистане.
Цитрусовые завозят 24 компании из Ташкента, 10 компаний из Сурхандарьинской области, 7 — Ферганской области, 6 — Самаркандской области, 4 — Кашкадарьинской области, 3 — Сырдарьинской области, 2 — Андижанской области, по 1 — Бухарской, Хорезмской и Ташкентской областей.
№ | Компания | Регион |
1 | «GUNESH AGRO INTER» MChJ | СУРХАНДАРЬИНСКАЯ обл. |
2 | «KAMILOV SHUXRAT UDASOVICH» MChJ | САМАРКАНДСКАЯ |
3 | «JASURBEK EKSPORT-IMPORT XORIJIY KORXONASI» MChJ | СУРХАНДАРЬИНСКАЯ |
4 | «HASELAT NAWIN» MChJ XK | СУРХАНДАРЬИНСКАЯ |
5 | «AKOBIR FAZLUDDIN» MChJ XK | СУРХАНДАРЬИНСКАЯ |
6 | «INSOF GROUP» MChJ | СУРХАНДАРЬИНСКАЯ |
7 | «JAVED BEK» FX | СУРХАНДАРЬИНСКАЯ |
8 | «AGRO-ZABI-EXPORT-IMPORT» MChJ XK | ТАШКЕНТ |
9 | «AI MUZAMIL» MChJ | ТАШКЕНТ |
10 | «AL CEMENT SAVDO» MChJ | СУРХАНДАРЬИНСКАЯ |
11 | «GRAND TRADE OPTIMAL» MChJ | ФЕРГАНСКАЯ |
12 | «LAKKRAS» XK | ФЕРГАНСКАЯ |
13 | «FINLAND IMPEX» MChJ XK | СУРХАНДАРЬИНСКАЯ |
14 | «ASY FRUIT GROUP» MChJ | ТАШКЕНТ |
15 | «REAL FRUIT SHINE» MChJ | ТАШКЕНТ |
16 | «BAGAT AGRO IMPEX» MChJ | ХОРЕЗМСКАЯ |
17 | «EXOTICS MEGA BUSINESS» XK | ТАШКЕНТ |
18 | «FRESH FRUIT SOLUTIONS» MChJ | ТАШКЕНТ |
19 | «MY FRUCT» MChJ | САМАРКАНДСКАЯ |
20 | «NABIYEV MATLUB» MChJ | САМАРКАНДСКАЯ |
21 | «UNI TRADING AGENCY» MChJ | ТАШКЕНТ |
22 | «AGRO SANOAT EKSPORT» MChJ | ТАШКЕНТ |
23 | «AL BARAKA SITRUS» XK | ТАШКЕНТ |
24 | «BFF BEKTEMIR FRESH FRUITS» XK | ТАШКЕНТ |
25 | «AGRO GOLD RREMIUM» MChJ | КАШКАДАРЬИНСКАЯ |
26 | «FERGHANA AGRO VALLEY» MChJ | ФЕРГАНСКАЯ |
27 | «BARAKA HOLDING» MChJ | ТАШКЕНТ |
28 | «BO'STONLIQ OLTIN MEVA» FX | ТАШКЕНТСКАЯ |
29 | «MEXROJ SITRUS SERVIS» XK | КАШКАДАРЬИНСКАЯ |
30 | «SAMGOLD» MChJ | САМАРКАНДСКАЯ |
31 | «METALL MASH PROM» MChJ | ТАШКЕНТ |
32 | «IMPORT MOHIR CEMENT» MChJ | СУРХАНДАРЬИНСКАЯ |
33 | «XOVOS SHIRINLIKLARI BEST» MChJ | СЫРДАРЬИНСКАЯ |
34 | «XOVOS PLUS» FX | СЫРДАРЬИНСКАЯ |
35 | «NEW OPTIMAL» MChJ | ТАШКЕНТ |
36 | «PROMOTION TRADE GROUP» MChJ | ТАШКЕНТ |
37 | «TOSHKENT GRAND SEMENT» XK | СУРХАНДАРЬИНСКАЯ |
38 | «RESEARCH TRADE GROUP M» MChJ | СЫРДАРЬИНСКАЯ |
39 | «TOP GREEN IMPEX» MChJ | ТАШКЕНТ |
40 | «INTER SAM STAR» MChJ | ТАШКЕНТ |
41 | «LUXULO» MChJ | ТАШКЕНТ |
42 | «MEGA LUKS» MChJ | ФЕРГАНСКАЯ |
43 | «TEXTILE EXSPRESS» MChJ | ТАШКЕНТ |
44 | «KLASTER EMIR FRUIT INDUSTRY» UK | БУХАРСКАЯ |
45 | «REAL SHAKAR SAVDO» MChJ | КАШКАДАРЬИНСКАЯ |
46 | «HAVVO GROUP» MChJ | ФЕРГАНСКАЯ |
47 | «GLOBAL TONAR» MChJ | ФЕРГАНСКАЯ |
48 | «GRAND TOFFEE MS» MChJ | ТАШКЕНТ |
49 | «CIBUS GLOBAL» MChJ | ТАШКЕНТ |
50 | «FAYZ UNIVER BILDING» MChJ | ТАШКЕНТ |
51 | «DASTBAKOR BARAKA» MChJ | САМАРКАНДСКАЯ |
52 | «RAVON FAYZI» MChJ | АНДИЖАНСКАЯ |
53 | «ASIA EXPRESS TRANS SERVES» MChJ | АНДИЖАНСКАЯ |
54 | «FRESH KEEPER TRADE» MChJ | ТАШКЕНТ |
55 | «AL HILAL AL MUNIR FIN NASAF» XK | КАШКАДАРЬИНСКАЯ |
56 | «KOMILJON QURBONOV BOG’LARI» FX | САМАРКАНДСКАЯ |
57 | «EURO-ASIA TOP BUSINESS» MChJ | ТАШКЕНТ |
58 | «SO'X MBV INVEST» MChJ | ФЕРГАНСКАЯ |