Министерство юстиции выставило на обсуждение проект указа президента «О коренном совершенствовании роли института договора в социально-экономических отношениях».
По данным Минюста, уровень развития договорно-правовых отношений не отвечает современным требованиям, существуют ряд факторов, препятствующих развитию данной отрасли. В том числе:
- наблюдается увеличение случаев несоблюдения договорной дисциплины, неисполнения обязательств, заключения сделок лишь для вида и притворных сделок с целью получения недобросовестной выгоды;
- ограничение подзаконными актами осуществление положений, закреплённых в Гражданском кодексе;
- недостаточно сформирована культура заключения договоров среди населения, в том числе с использованием информационных систем, и исполнения вытекающих из них обязательств;
- в недостаточной степени исполняются обязательства, установленные условиями договоров, заключённых в сфере энергоснабжения и других коммунальных сферах;
- не установлены отдельные условия и требования по заключению и внесению изменений в заключаемые в сфере государственных закупок договоров, исходя из специфики данной отрасли;
- подзаконными актами определяются условия договора, которые должны устанавливаться по усмотрению сторон договора.
Проектом документа указывается, что при заключении, изменении и прекращении гражданско-правовых договоров и исполнении обязательств необходимо применять принцип «Pacta sunt servanda» (договоры должны соблюдаться). Стороны договора должны обеспечить добросовестное исполнение на должном уровне принятых ими обязательств в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства.
Кроме того, не допускается незаконное вмешательство государственных органов, в том числе правоохранительных органов и их должностных лиц, в договорно-правовые отношения граждан и юридических лиц. Государство и органы, участвующие от его имени, не имеют никаких преимуществ или привилегий при вступлении в договорно-правовые отношения с гражданами или юридическими лицами, следует из проекта указа президента.
С 1 мая 2021 года предлагается отменить:
- запрет, установленный банкам на приём платежей за счёт третьих лиц за поставленную продукцию (работ, услуг);
- требование в договорах на поставку товаров (работ, услуг), заключаемых хозяйствующими субъектами, имеющими долю государства в уставном капитале 50 и более процентов, предоплаты в размере 15%;
- обязательное условие по обязательному определению аванса в договорах, заключаемых между производителями сельскохозяйственной и животноводческой продукции и заготовительными организациями;
- порядок истребования нотариусами информации о наличии либо отсутствии задолженности за коммунальные услуги при удостоверении договоров.
При этом предусмотренные в последних двух пунктах предварительная оплата и аванс, а также их размеры планируется определять в условиях договора по соглашению сторон.
Кроме того, физическим лицам могут разрешить предоставлять и погашать займы в иностранной валюте путём нотариального удостоверения договоров займа.
Предлагается также установить порядок, в соответствии с которым:
а) при исполнении судебных актов имущество выставляется на электронные онлайн-аукционы свободным от всех задолженностей и запретов. При этом обязанность по уплате задолженности по имуществу, проданному на аукционе, остаётся за его прежним владельцем-должником, а имущество передаётся победителю аукциона свободным от задолженностей и запретов.
При непринятии имущества победителем аукциона заклад должен быть возвращён в течение 3 рабочих дней со дня подачи заявления победителем аукциона в случае, если:
- проданный на аукционе товар не соответствует общим характеристикам лота;
- имущество перешло в собственность третьим лицам до того, как оно было продано на аукционе, и данный случай выявлен после окончания аукциона;
- будет установлено, что имущество, проданное на аукционе, находится в залоге по иным обязательствам;
б) в случае прекращения заключённых биржевых сделок по взаимному согласию продавца и покупателя с/без уплаты штрафа клиринговая палата биржи расследует наличие случаев недобросовестной конкуренции и сговора и, в случае выявления указанных признаков незамедлительно уведомляет об этом антимонопольный орган.
В случае неисполнения обязательств по оплате, доставке или выбору биржевых товаров по заключённой биржевой сделке, биржевая сделка прекращается клиринговой палатой, а в случае возникновения спора — решением арбитражной комиссии биржи или решением суда.
Документом предлагается установить, что банк или иное кредитное учреждение снимает средства с банковского счета на основании распоряжения клиента. Снятие денежных средств, находящихся на счёте без распоряжения клиента, допускается только на основании решения суда или в случаях, предусмотренных в договоре между банком и клиентом.
Исчерпывающий перечень оснований снятия денежных средств со счета без распоряжения клиента в обязательном порядке должен быть предусмотрен договором, заключаемым между банком и клиентом.
Предлагается порядок, в соответствии с которым при недостаточности денежных средств на счёте клиента для удовлетворения всех предъявленных к нему требований, списание денежных средств осуществляется в первую очередь для выплаты заработной платы, алиментов, возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью гражданина, а по остальным требованиям по очерёдности поступления платёжных (исполнительных) документов. При ликвидации юридического лица удовлетворение требований кредиторов производится в порядке очерёдности, предусмотренном законом.
Планируется отменить практику принятия органами исполнительной власти всех уровней решений по оптимизации земельных участков, предоставленных для функционирования фермерских хозяйств и иных сельскохозяйственных предприятий.
Внесение изменений в существенные условия договора о государственных закупках планируется не допускать, за исключением следующих случаев:
- при уменьшении объёма государственных закупок с учётом фактического объёма расходов заказчика;
- при увеличении цены за товары, работы, услуги до 10% от первоначальной договорной цены;
- при улучшении качества предмета государственной закупки, при условии, что такое улучшение не приведёт к увеличению цены, указанной в договоре;
- при согласовании изменения цены в договоре в сторону уменьшения (без изменения количества (объёма) и качества товаров, работ, услуг), в том числе в случаях колебания цены товара на рынке;
- и других.
При госзакупках подрядчику могут разрешить заключать договора субподряда на выполнение не более двух третей от общего объёма работ (цены подряда), указанного в договоре о госзакупках.
Хозяйствующие субъекты в обязательном порядке должны будут устанавливать дополнительные антикоррупционные оговорки в договорах, связанных с госзакупками, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности (их планируется разработать до 1 июня 2021 года). Иначе другая сторона вправе приостановить, расторгнуть договор в одностороннем порядке и потребовать возмещения убытков.
Согласно проекту документа, заключение договоров с потребителями в сфере коммунальных услуг, энергоснабжения, услуг связи, пассажирских и грузовых перевозок и в других социально значимых сферах, разрабатываемых субъектами естественной монополии, осуществляется после согласования с государственным антимонопольным органом.
До 1 июня 2021 года будет поручено провести анализ публичных договоров, разработанных субъектами естественных монополий, на предмет соблюдения прав потребителей, соответствия принципам равноправия сторон и внести в Кабинет министров предложения по разработке типовых договоров.
Предлагается порядок, в соответствии с которым до заключения инвестиционного соглашения с правительством Узбекистана:
- по проекту инвестиционного соглашения получается заключение Антимонопольного комитета;
- проект инвестиционного соглашения вносится в правительство на рассмотрение только при наличии положительных заключений органов государственного управления по финансово-экономической оценке, дополнительных гарантий и мер поддержки и правовой экспертизы.
Также ожидается, что будет внедрена практика заключения следующих видов договоров только в электронной форме с использованием информационных систем:
- Министерству высшего и среднего специального образования совместно с высшими учебными заведениями начиная с 2021/2022 учебного года договоров обучения по специальностям бакалавриата и магистратуры;
- Министерству сельского хозяйства совместно с органами исполнительной властью на местах начиная с 2021 года договоров контрактации с фермерскими хозяйствами.
При выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей иностранных государств в соответствии с требованиями законодательства этих стран они признаются на территории Узбекистана в следующих случаях:
- когда случаи взаимного признания сертификатов ключей электронных цифровых подписей определены в международных договорах Узбекистана;
- при прохождении аккредитации в Министерстве информационных технологий и коммуникаций центров регистрации ключей электронных цифровых подписей иностранных государств.
Предлагается разработать законопроект об отмене административной ответственности за просроченную дебиторскую и кредиторскую задолженности, а также за нарушение договорной дисциплины.
Принять участие в обсуждении проекта можно до 25 марта.