Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 23 марта подписал указ «О дополнительных мерах по дальнейшему созданию благоприятных условий для населения и субъектов предпринимательства при пользовании государственными услугами, сокращению бюрократических барьеров в данном направлении».
Согласно указу, начиная с 1 июня 2021 года:
- регистрация актов гражданского состояния (ЗАГС), медицинское обследование лиц, вступающих в брак, и оформление биометрического паспорта для выезда за границу осуществляются по экстерриториальному принципу независимо от места постоянной (временной) регистрации граждан;
- при проведении нотариальных действий все сведения, связанные с ЗАГС, получаются нотариальными конторами самостоятельно, без истребования у граждан излишних справок, через информационную систему «Единый электронный архив ЗАГС»;
- юридическим лицам — предпринимателям, при оплате сборов и государственных пошлин, установленных за пользование госуслугами, разрешается проводить оплату в наличной форме через своих представителей;
- отменяется практика истребования сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции при аккредитации сотрудников представительств зарубежных коммерческих организаций в Узбекистане;
- суммы платежей, излишне уплаченные физическими и юридическими лицами при пользовании услугами через центры госуслуг, а также суммы сборов, дополнительно уплаченные за оказание госуслуг в ускоренном порядке (в случае неоказания услуг в ускоренном порядке), возвращаются в упрощенном порядке за счет средств внебюджетного фонда Агентства государственных услуг в течение одного рабочего дня. При этом возвращенные средства взыскиваются агентством с соответствующих государственных органов и организаций в порядке регресса;
- отменяется порядок предоставления дубликатов документов, выдаваемых путем проставления QR-кода (матричного штрихкода) при оказании госуслуг. Данные документы получаются в электронной форме бесплатно и в неограниченном количестве через Единый портал интерактивных госуслуг.
С 1 июня также отменяется истребование государственными органами, хозобъединениями, хокимиятами, госорганизациями и учреждениями от населения и предпринимателей:
а) документов, подтверждающих следующие факты:
- нахождение или отсутствие на учете в психоневрологическом диспансере;
- нахождение или отсутствие на учете в наркологическом диспансере;
- наличие или отсутствие судимости;
- адресно-справочную информацию;
- наличие либо отсутствие личного жилья на имени гражданина;
- площадь жилого помещения;
- наличие или отсутствие налоговой задолженности;
- постановка физического лица — налогоплательщика на учет в органах государственной налоговой службы;
- размер пенсии и пособия;
- нахождение или отсутствие в списке получателей пенсий и пособий;
- регистрация брака, отсутствие регистрации брака или расторжение брака;
б) нижеследующих:
- копии документа, удостоверяющего личность;
- фотографии лица установленной формы;
- справки медико-социальных экспертных комиссий;
- трудовых книжек и их копий (за исключением случаев истребования в процессе назначения пенсии гражданам при отсутствии возможности получения данного документа через межведомственный аппаратно-программный комплекс «Единая национальная система труда»);
- архивных справок, подтверждающих заработную плату и стаж работы, обучение в высших и средних специальных образовательных учреждениях (за исключением случаев истребования в процессе назначения пенсии гражданам при отсутствии возможности получения данного документа через межведомственный аппаратно-программный комплекс «Единая национальная система труда»);
- кадастровых документов и их копий.
В процессе оказания госуслуг физическим лицам при приеме на работу и выполнении иных административных процедур госорганы и организации самостоятельно запрашивают у ответственных ведомств документы и справки, в том числе через межведомственную интеграционную платформу системы «Электронное правительство». Истребование у населения документов или справок признаётся нарушением законодательства.
С 1 мая предоставляется возможность приема анкеты-заявления на оформление биометрического паспорта для выезда за границу и оплаты государственной пошлины в электронной форме через ЕПИГУ.
С 1 июня будет внедрена система выдачи идентификационных ID-карт лицам, достигшим 16 лет, одновременно с постановкой их на учет в органах государственной налоговой службы в качестве налогоплательщиков, а также в накопительной пенсионной системе.
С 1 июля начнётся переход на ведение учёта налогоплательщиков в налоговых органах с использованием персонального идентификационного номера физического лица (ПИНФЛ). При этом отменяется оказание госуслуг по выдаче идентификационного номера налогоплательщика и постановке граждан на учет в пенсионной накопительной системе.
Документом установлено, что ПИНФЛ является единым идентификатором, удостоверяющим личность гражданина при оказании всех государственных, банковских, социальных и иных услуг.