Центральный банк описал планы по либерализации регулируемых цен (на электричество, газ, теплоснабжение, коммунальные услуги) в рамках концептуального проекта «Основные направления денежно кредитной политики на 2022 год и период 2023—2024 годов».
По данным «Газеты.uz», правительство Узбекистана планировало повысить тарифы на электричество и газ в феврале-марте 2020 года. В апреле заместитель министра финансов Одилбек Исаков сообщил, что в условиях пандемии коронавируса и снижения доходов населения либерализация цен на энергоносители была отложена на неопределенный срок.
Теперь эти меры отражены в разработанных ЦБ основном и альтернативном сценариях развития экономики Узбекистана на ближайшие три года.
В основном сценарии планируется «отпустить цены» полностью за один раз в 2022 году или поэтапно в 2022—2023 годы. После реализации этих мер ожидается, что уровень инфляции составит 8−9% в 2022 году и снизится до 5% в 2023—2024 годы, поскольку «влияние изменений цен на административно регулируемые товары и услуги уменьшится».
Учитывая потенциал экономики в первой половине 2022 года, либерализацию регулируемых цен и внешние инфляционные риски, условия денежно-кредитной политики останутся «относительно жесткими».
Кроме того, в случае одномоментной либерализации регулируемых цен будут приняты меры для формирования реальных процентных ставок (фактических процентных ставок за вычетом текущего темпа инфляции) на денежном рынке в районе 2−3%. А если будет выбрана постепенное повышение тарифов, то этот показатель будет доведён до 4−5%.
Ожидается, что последствия этого решения будут носить временный характер и не приведут к значительным изменениям реальных процентных ставок в экономике. ЦБ примет меры по сдерживанию инфляции путем предоставления населению всесторонних разъяснений через коммуникацию по денежно-кредитной политике.
Формирование макроэкономического развития по условиям альтернативного сценария потребует отложить либерализацию регулируемых цен на будущие годы (после 2023 года). В результате уровень общей инфляции прогнозируется на уровне 7,5−8,5% в 2022 году и около 5,6−6,6% в 2023 году.
Одним из важных факторов в решениях денежно-кредитной политики в 2024 году станет процесс либерализации регулируемых цен.
Сценарии
ЦБ отмечает, что остается высокий уровень неопределённости относительно будущих изменений внешних и внутренних экономических условий. В этой связи, учитывая масштабы и продолжительность воздействия внешних и внутренних факторов среднесрочных прогнозов макроэкономического развития, были разработаны базовый и альтернативный сценарии.
При разработке данных сценариев принимались во внимание изменения внешнеэкономических условий, прогнозы международных финансовых институтов по мировой экономике и ценам на основные экспортные товары, ожидаемые ситуации в странах — основных торговых партнерах и вероятные тенденции во внутренних экономических условиях.
Условия | Факторы и каналы влияния | |
Основной сценарий | Альтернативный сценарий | |
Ситуация с пандемией | Ситуация с пандемией стабилизируется, вакцинация успешно продолжится | В связи с появлением новых штаммов вируса повысится вероятность усиления карантинных мер |
Внешний спрос | На фоне возобновления внешнеэкономической деятельности увеличится внешний спрос со стороны основных торговых партнеров и увеличатся объемы экспорта. Мировая экономика будет расти в 2022 году и в последующий период согласно базовому сценарию МВФ. | Сохранение проблем в логистике и перемещении людей негативно скажется на темпах роста объемов экспорта. В 2022 году может наблюдаться очередное замедление мировой экономики |
Объем денежных переводов будет иметь растущую динамику в рамках долгосрочного тренда | В 2022 году в динамике денежных переводов не будет роста, который будет постепенно восстанавливаться в 2023−24 годах | |
В 2022 году цены на нефть останутся высокими (внешнее давление на стоимость бензина сохранится на определенном уровне) | В 2022 году цены на нефть будут иметь тенденцию к снижению (оказывает понижающее влияние на стоимость бензина на внутреннем рынке) | |
Нет резких колебаний курсов валют основных торговых партнеров. Обменный курс сума будет относительно стабильным, сильного давления на реальный эффективный обменный курс не будет, и он будет формироваться в рамках долгосрочного тренда. | Под влиянием увеличения бремени внешнего долга, падения цен на нефть и других негативных факторов обменные курсы основных торговых партнеров могут быстро обесцениться. Это, в свою очередь, приводит к отклонению реального эффективного обменного курса от тренда. | |
Цены на золото | Роль золота как безопасного актива в 2022—2024 годах будет постепенно снижаться | Роль золота как безопасного актива будет сохраняться и расти в 2022 году, снижаясь с 2023 года. |
Внешние финансовые условия | В 2022−24 годах прямые иностранные инвестиции будут постепенно расти | В 2022 году роста прямых иностранных инвестиций не будет, а в 2023−24 годах будет наблюдаться медленное восстановление |
По мере восстановления мировой экономики развитые страны во второй половине 2022 года вступят в фазу ужесточения денежно-кредитной политики, и процентные ставки на финансовых рынках будут постепенно повышаться | В 2022 году текущие условия денежно-кредитной политики в развитых и развивающихся странах останутся прежними, а ее относительное ужесточение будет отложено до 2023−2024 годов. | |
Изменение климата и урожайность | Базовый индекс цен на продовольствие (ФАО) снизится в 2022 году и сформируется в соответствии с долгосрочным трендом в 2023—2024 годах. Сбои в доставке и логистике товаров будут устранены. Последствия изменения климата будут сведены к минимуму, а производство увеличится. | Базовый индекс цен на продовольствие (ФАО) будет иметь тенденцию к росту в 2022 году с небольшим снижением в 2023—2024 годах. Могут наблюдаться сложности с трудовыми ресурсами в сфере доставки, логистики и в период посева, последствия изменения климата сохранятся. |
Внутренние условия и валовый спрос | С 2022 года начнется фискальная консолидация. В 2023—2024 годах общий бюджетный дефицит будет постепенно сокращаться. | В 2022 году фискальное стимулирование сохранится. Размер общего бюджетного дефицита в 2022 году может быть на уровне 2020 года. |
В первой половине 2022 года разрыв ВВП будет полностью закрыт, а в 2023 году экономика выйдет на свой потенциальный уровень. | Восстановление реальных доходов в экономике затянется. До первой половины 2023 года отрицательный разрыв ВВП сохранится, экономический рост будет ниже своего потенциального уровня. | |
Условия финансовой стабильности | Рост остатка по кредиту будет на уровне номинального роста ВВП при сохранении высокой доходности. | Пока рост остатков по кредитам находится на уровне номинального роста ВВП, темпы погашения кредитов могут упасть ниже уровня 2021 года. Доля проблемных кредитов (NPL) может увеличиться |
Структурные реформы | Регулируемые цены будут полностью либерализованы за один раз в 2022 году или поэтапно в 2022—2023 годы | Вопрос о либерализации регулируемых цен затянется и проведён после 2023 года |
Структурные реформы в промышленности и сельском хозяйстве будут успешно реализованы. Условия внешней торговли будут постепенно адаптироваться к международным стандартам. Уровень концентрации в экономике и импорте будет постепенно снижаться. Будет расти конкуренция во всех сферах на внутреннем рынке. Благодаря структурным реформам повысится производительность труда и эффективность инвестиций в экономику, а также возрастет роль факторов качественных изменений по отношению к финансовым и капитальным факторам в обеспечении экономического роста. | Реформы продолжатся в основном в системе здравоохранения, в то время как темпы структурных реформ в экономике могут несколько замедлиться. Уровень концентрации в экономике и импорте увеличится, и в результате внутренние цены могут быть выше, чем цены на внешних рынках. |
Полностью с документом на узбекском можно ознакомиться по ссылке.