Министерство финансов Узбекистана опубликовало закон о государственном бюджете на 2023 год, который был одобрен Законодательной палатой 22 декабря и направлен на рассмотрение в Сенат Олий Мажлиса. Как мы сообщали ранее, проект документа, как и в прошлом году, не был опубликован для общественного обсуждения на портале СОВАЗ.
Проект госбюджета на 2022 год и целевые показатели бюджета на 2023−2024 годы (PDF) разработаны на основе прогноза основных макроэкономических показателей.
Прогноз
№ | Показатели | Прогноз на 2023 год | Целевые ориентиры | |
2024 год | 2025 год | |||
1. | Валовый внутренний продукт, млрд сумов | 1 068 044 | 1 235 398 | 1 411 965 |
2. | Темп роста валового внутреннего продукта, % | 5,3 | 5,6 | 6,0 |
3. | Индекс потребительских цен к декабрю прошлого года, % | 9,5 | 5−6 | 5 |
4. | Темп роста промышленной продукции, % | 5,1 — 6,9 | 6,0 | 7,2 |
5. | Темп роста производства в сельском, лесном и рыбном хозяйствах, % | 3,5 | 3,7 | 3,9 |
6. | Темп роста розничного товарооборота, % | 6,7 | 6,2 | 6,0 |
Объем валового внутреннего продукта (ВВП) в 2023 году прогнозируется на уровне 1068 трлн сумов (1,068 квадриллиона), что выше первоначального целевого ориентира (972,7 трлн сумов). По прогнозам темпы роста ВВП составят 5,3% (против целевого ориентира 6,2%). Ожидается, что рост будет обеспечен за счёт увеличения промышленного производства на 5,1−6,9%, сферы услуг — на 6,7%, сельского хозяйства — 3,5%.
В 2022 году, как ожидается, уровень инфляции составит около 12% (ранее прогнозировалось на уровне 9%), а в 2023 году показатель должен снизиться до 9,5%.
«Достижение этих показателей развития предполагается за счёт качественного продолжения начатых в каждой сфере структурных реформ», — заявили в Минфине.
По данным министерства, в соответствии со стратегией развития Нового Узбекистана на 2022−2026 годы, предусматривается реализация налогово-бюджетной политики со следующими приоритетами:
- развитие социальной направленности бюджетной политики, в том числе образования, здравоохранения и социальной защиты;
- решение актуальных проблем регионов, особенно махаллей, рациональное использование водных и земельных ресурсов, обеспечение охраны окружающей среды и природы;
- расширение поддержки молодёжи и женщин;
- поддержка предпринимательства, создание условий для «чистой конкуренции» в предпринимательской деятельности, поэтапная отмена налоговых и таможенных льгот;
- обеспечения ответственности, подотчётности и полномочий распределителей бюджетных средств первого уровня в отношении эффективного использования бюджетных средств, обеспечения стабильности госбюджета, исходя из передового зарубежного опыта и рекомендаций экспертов международных финансовых учреждений, повышение эффективности бюджетных расходов;
Прогноз (в млрд сумов)
№ | Показатели | Прогноз на 2023 год | Бюджетные ориентиры на: | |
2024 год | 2025 год | |||
I. | Доходы консолидированного бюджета | 310 677,9 | 353 697,8 | 397 219,4 |
1. | Доходы государственного бюджета | 232 107,1 | 269 965,6 | 309 829,9 |
2. | Доходы государственных целевых фондов * | 41 250,7 | 46 793,8 | 50 609,2 |
3. | Поступления в Фонд реконструкции и развития | 11 712,0 | 11 394,2 | 9 959,0 |
4. | Доходы внебюджетных фондов бюджетных организаций | 25 608,1 | 25 544,1 | 26 821,3 |
II. | Расходы консолидированного бюджета | 343 212,6 | 387 197,1 | 428 363,6 |
1. | Расходы государственного бюджета * | 227 866,6 | 255 324,1 | 285 570,5 |
2. | Расходы государственных целевых фондов | 70 212,9 | 77 565,2 | 85 342,8 |
3. | Расходование средств Фонда реконструкции и развития | 11 712,0 | 17 474,6 | 17 765,5 |
4. | Расходы внебюджетных фондов бюджетных организаций | 25 608,1 | 25 033,2 | 26 284,9 |
5. | Расходы на государственные программы за счёт внешнего долга | 7 813,0 | 11 800,0 | 13 400,0 |
III. | Трансферты в государственные целевые фонды | 29 867,6 | 34 341,7 | 37 775,5 |
IV. | Сальдо консолидированного бюджета (профицит +, дефицит -) | -32 534,7 | -33 499,3 | -31 144,3 |
V. | Сальдо государственного бюджета и государственных целевых фондов | -24 721,7 | -16 129,8 | -10 474,1 |
VI. | Погашение государственного долга | 19 173,7 | 31 498,8 | 26 657,5 |
* Без учёта межбюджетных трансфертов.
Консолидированные доходы госбюджета (доходы госбюджета, доходы государственных целевых фондов и поступления в Фонд реконструкции и развития) на 2023 год планируются на уровне 310,7 трлн сумов (на 22% больше утверждённого прогноза на 2022 год и на 12,3% больше бюджетных ориентиров на 2023 год).
При этом консолидированные расходы госбюджета могут составить 343,2 трлн сумов (на 22,4% и 12,6% больше), что на 10,4% больше консолидированных доходов. Этот показатель составляет 32,1% ВВП, государство берет 1 сум из каждых 3 сумов, созданных экономикой, и перераспределяет их по своему усмотрению.
Доходы госбюджета на следующий год оцениваются в 232,1 трлн сумов, расходы — 227,8 трлн сумов.
Для повышения охвата бюджета и обеспечения полноты в соответствии с международными стандартами управления государственными финансами, с 2021 года в состав консолидированного бюджета включены планируемые расходы на государственные программы за счёт внешнего долга. В 2023 году эти расходы прогнозируются в размере 7,8 трлн сумов (в 2022 году планировалось 10,1 трлн сумов).
В результате в следующем году бюджеты госбюджета и государственных целевых фондов запланированы с дефицитом в размере 24,7 трлн сумов, или 2,3% к прогнозируемому ВВП, а дефицит консолидированного бюджета — 32,53 трлн сумов, или 3% к прогнозируемому ВВП. Дефицит продолжит расти в 2024 году и снизится в 2025-м.
Кроме того, устанавливается, что размер остатка госдолга, привлечённого от имени и под гарантию Узбекистана, не должен превышать 60% к ВВП текущего года.
При этом в 2023 году предельный чистый объём новых годовых соглашений по привлечению внутреннего и внешнего долга от имени и под гарантию Узбекистана планируется установить в размере 4,5 млрд долларов, из них для финансирования дефицита госбюджета — 2 млрд долларов, для финансирования инвестиционных проектов — 2,5 млрд долларов.
Ограниченный чистый объём государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Узбекистана, планируется определить на уровне 17 трлн сумов. Предлагается не включать в него государственные ценные бумаги, выпущенные в течение финансового года и погашенные в текущем году.
Закон определяет правила распределения налогов и неналоговых доходов между бюджетными единицами. Как и в текущем году, в бюджеты районов и городов в полном объёме зачисляются следующие виды налогов:
- налог на имущество физических лиц;
- земельный налог с физических лиц;
- налог на доходы, уплачиваемый физическими лицами на основании декларации о годовом доходе, получаемом от сдачи имущества в аренду, а также уплачиваемый индивидуальными предпринимателями;
- налог за пользование водными ресурсами, за исключением налога, уплачиваемого электростанциями;
- налог за пользование недрами по нерудным строительным материалам.
Распределение налогов в республиканский бюджет Каракалпакстана, областных бюджетов регионов и городской бюджет Ташкента осталось прежним, за исключением одного дополнения. Поступления по акцизному налогу на услуги мобильной связи, табачную и алкогольную продукцию, включая пиво, в соответствии с долей численности населения, областей и Ташкента в численности населения республики по состоянию на 1 июля года, предшествующего соответствующему финансовому году. При этом невыполненная часть прогноза по этим доходам будет покрываться из республиканского бюджета, а если будет превышение, то оставлено на усмотрение республиканского бюджета.
Увеличились доли по некоторым налогам, зачисляемым в республиканский бюджет Каракалпакстана, областных бюджетов регионов и городской бюджет Ташкента:
- в Навоийской области — 80% (сейчас — 63%), в Ташкентской области — 63% (42%), в городе Ташкенте — 9% (5%), в Каракалпакстане и других областях — 100% от поступлений налога на доходы физлиц (кроме налога на доходы, уплачиваемого физлицами, а также ИП на основании декларации о годовом доходе, получаемом от сдачи имущества в аренду);
- в Навоийской области — 78% (63%), в Ташкентской области — 63% (40%), в Ташкенте — 6% (5%), в Каракалпакстане и других областях — 100% от поступлений налога на прибыль (кроме налога на прибыль, уплачиваемого крупными налогоплательщиками согласно перечню, утверждаемому решением президента, нерезидентами, работающими в стране через постоянное учреждение, а также с доходов нерезидентов, удерживаемых у источника выплаты).
Налоговые поступления (в млрд сумов)
№ | Показатели | Прогноз на 2022 год | 2023 | Разница |
Доходы республиканского бюджета | 162 587,00 | 183 477,80 | 20 890,80 | |
1 | Прямые налоги | 44 342,00 | 47 162,10 | 2 820,10 |
1.1 | Налог на прибыль | 35 448,60 | 37 269,40 | 1 820,80 |
из них, по НГМК и АГМК | 22 886,20 | 16 518,10 | -6 368,10 | |
1.2 | Налог на доходы физических лиц | 8 893,40 | 9 892,70 | 999,30 |
2 | Косвенные налоги | 69 814,40 | 84 515,50 | 14 701,10 |
2.1 | Налог на добавленную стоимость (НДС) | 53 300,00 | 63 775,40 | 10 475,40 |
2.2 | Акцизный налог | 11 687,80 | 13 988,10 | 2 300,30 |
2.3 | Таможенная пошлина | 4 826,60 | 6 752,00 | 1 925,40 |
3 | Ресурсные платежи и налог на имущество | 13 760,30 | 14 780,10 | 1 019,80 |
3.1 | Налог за пользование недрами | 13 760,30 | 14 780,10 | 1 019,80 |
4 | Дивиденды (без учёта налога на прибыль с доходов в виде дивидендов) | 30 222,30 | 29 532,20 | -690,10 |
из них, по НГМК и АГМК | 27 031,90 | 25 532,20 | -1 499,70 | |
5 | Прочие доходы и другие неналоговые поступления | 4 448,00 | 7 488,00 | 3 040,00 |
В 2023 году прогнозируются поступления по НДС в размере 63,8 трлн сумов (по данным Минфина, в 2022 году было 52,4 трлн сумов, хотя прогнозировалось 53,3 трлн сумов) или рост на 21,6%. При этом ожидается небольшой рост на налогу на прибыль (5,1%) из-за снижения поступления от Навоийского и Алмалыкского горно-металлургических комбинатов.
Подробнее с текстом закона можно ознакомиться по ссылке.
Как мы сообщали ранее, Законодательная палата обсудила и одобрила госбюджет Узбекистана на 2023 год менее чем за 3 часа (если суммировать общее время трёх чтений). Сам проект закона поступил в палату меньше недели назад и не прошёл общественное обсуждение. Документ был принят практически единогласно и без критики.