За последние несколько лет на многих улицах Ташкента были уничтожены зелёные зоны, разделявшие направления движения транспорта. Под предлогом улучшения транспортной ситуации в асфальт были закатаны улицы Бабура, Мустакиллик (Пушкина), проспект Бунёдкор и другие.
В апреле президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, посещая Самарканд, который также не обошла участь бездумного расширения улиц и вырубки деревьев, заявил: «Проблему пробок не решить расширением дорог. Следует отдавать преимущество общественному транспорту». Однако власти городов продолжают действовать по инерции.
В начале лета внезапно, без предупреждения жителей и обсуждения с ними, стартовал ремонт улицы Юнусота в Юнусабадаском районе столицы. Здесь точно так же избавились от широкой зелёной зоны посередине улицы. Как и на многих других реконструированных улицах, улица стала опаснее и для водителей, и для пешеходов. При этом работы растянулись на месяцы, то останавливаясь, то возобновляясь, вызывая ещё больше вопросов и недоумение. Корреспонденты «Газеты.uz» посетили улицу Юнусота и поговорили с её жителями.
Зачем затевался ремонт?
«Я с детства здесь живу и помню всю картину, — рассказывает администратор популярной Facebook-группы „Юнусабадцы“ Махмуд Маткаримов. — В начале лета Юнусабадский хокимият начал здесь ремонтные работы. Но в момент, когда рабочие убрали зелёную зону с деревьями, ремонт прекратили».
Пару месяцев всё оставалось в брошенном состоянии: вместо зелёной зоны посередине дороги — разделительный бордюр, по обочинам — снятый старый асфальт и неуложенный бордюрный камень, ремонт тротуаров не закончили, временные условия для пешеходов, как это распространено, не создавали.
В хокимияте Юнусабадского района «Газете.uz» сообщили, что реконструкцию было решено осуществить в связи с возросшим количеством автотранспорта. Протяжённость ремонтируемого участка составила 2,5 км, новая ширина улицы — около 30 м.
На улице теперь по три полосы в каждую сторону. Ширина одной полосы — 3,5 м. Ещё в июне, как видно на фото ниже, на зелёной зоне росли деревья, улицы выглядела уютнее и была безопаснее.
Спонтанное начало ремонта жители связывают с планировавшимся приездом президента.
«Почему хокимият не работает так, чтобы это понравилось населению? Ведь президент он такой же гражданин, как вы и я. Мы все имеем полное право жить в хороших условиях», — считает Махмуд Маткаримов.
В администрации района заявили, что ремонт улицы не был связан с посещением района президентом, а был запланирован «в связи с необходимостью».
По словам Махмуда Маткаримова, в районном хокимияте говорили, что ремонт затянулся из-за того, что городские власти не выделили средств для продолжения работ.
«Если деньги не выделяются, то по какой программе вообще ремонтные работы начинают производить? Или сперва ремонт начинают, а деньги на него потом ищут? Ведь так не бывает. Ведь есть план, расчёт», — сказал он.
Плоды реконструкции
После реконструкции улицы Ахмада Дониша, о которой мы писали ранее, изменилась геометрия пешеходного перехода через улицу Юнусота. Если раньше пешеходам достаточно было перейти улицу в одном месте, то теперь «зебру» перенесли ближе к перекрёстку. Чтобы оказаться на другой стороне улицы, нужно перейти три части улицы.
Однако две «зебры» на момент посещения улицы вели к строительному забору, которым окружена территория, где над линией метро обвалился грунт. Улицу предлагается переходить там, где условий для этого нет. Поэтому люди пересекают её по-старому.
В 300 метрах от перекрёстка люди переходят улицу по регулируемому переходу, который появился здесь после того, как пьяный водитель на скорости 113 км/ч сбил женщину с четырёхлетним сыном. Ребёнок погиб. Его отец добился нанесения зебры, а чтобы здесь установили светофор, брату погибшего мальчика пришлось записать видеообращение к президенту.
Внутри кварталов, расположенных вдоль улицы Юнусота, много детских садов и школ. На улице встречаются знаки «Осторожно, дети!» Однако «зебры» есть не везде. Дети вынуждены перебегать улицу, где удобно.
Особенно людно у супермаркета. Здесь есть нерегулируемый переход, но знака и разметки не видно, и пешеходов здесь не пропускают. Переход и раньше был нерегулируемым, но тогда полос движения было две, а зелёная полоса в центре успокаивала трафик.
Обновлённый перекрёсток с треугольниками, разделяющими потоки транспорта и служащими островками безопасности для пешеходов, появился на пересечении улицы Юнусота и Янги Юнусабад.
«Перекрёсток по вечерам похож на торт со свечками. Раньше всё было просто и понятно. А теперь, чтобы перейти дорогу, ходишь кругами», — пишет в Facebook жительница района Настасья Климова.
После расширения проезжей части на 500-метровом отрезке улицы Юнусота от Янги Юнусабад до Октепа ликвидировали один пешеходный переход.
Жители сетуют, что реконструкция не только не решила старые проблемы пешеходной инфраструктуры, но усугубила их.
Многие недоработки и недостатки видны на представленных выше фотографиях. Впрочем, они характерны для большинства улиц, переживших реконструкцию.