Бюро демократии, прав человека и труда Государственного департамента США опубликовало доклад о правах человека в 2022 году. Доклад включает отчёты о положении с правами человека в 198 странах и территориях, включая Узбекистан.
О докладе
Доклад Госдепартамента США о соблюдении прав человека в мире публикуется ежегодно на протяжении почти 50 лет. Он описывает ситуацию с соблюдением международно признанных прав человека — индивидуальных, гражданских, политических и прав трудящихся. Страновые отчёты представляются на рассмотрение Конгресса США.
Отчёты составляются сотрудниками Госдепартамента в Вашингтоне и зарубежных представительствах США. В них используется информация от посольств и консульств США в разных странах, иностранных чиновников, неправительственных и международных организаций, юристов и экспертов в области права, журналистов, учёных, правозащитников и профсоюзных активистов.
Что в докладе говорится об Узбекистане
Согласно страновому отчёту, в 2022 году в Узбекистане зафиксированы следующие значительные нарушения прав человека:
- незаконные или произвольные убийства со стороны силовых структур;
- пытки или жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание;
- произвольные аресты и задержания;
- серьёзные проблемы с независимостью судебной системы;
- произвольное или незаконное вмешательство в частную жизнь;
- серьёзные ограничения свободы слова и СМИ, включая цензуру и наличие уголовных законов о клевете;
- серьёзные ограничения свободы интернета;
- существенное вмешательство в свободу мирных собраний и свободу объединений, включая ограничения в отношении организаций гражданского общества, правозащитников и других лиц, критикующих правительство;
- и другие.
По каждому из пунктов в отчёте даётся подробное описание ситуации и приводятся примеры. «Газета.uz» приводит некоторые из них:
Произвольное лишение жизни и другие незаконные или политически мотивированные убийства
В качестве примера составители доклада указывают на смерть жителя Сурхандарьинской области Хасана Хушматова, погибшего в результате жестокого избиения сотрудниками органов внутренних дел в июле 2021 года. В гибели Хушматова признали виновными двух сотрудников ОВД, которых впоследствии приговорили к восьми с половиной годам тюрьмы.
Ещё один случай, отмеченный в отчёте, также произошёл летом 2021 года. Первый заместитель начальника государственной налоговой инспекции Каттакурганского района Самаркандской области Азиз Ахмедов погиб при задержании сотрудниками ДПС. По версии правозащитников, Ахмедов погиб в результате применения силы инспекторами ДПС. МВД заявляло, что погибший был пьян и его состояние резко ухудшилось. В декабре того же года суд приговорил двух из четверых инспекторов, которые остановили автомобиль Ахмедова, к 2 годам и 10 месяцам лишения свободы в адресной колонии.
Пытки или жестокое, бесчеловечное бесчеловечное или унижающее достоинство обращение или наказание
В отчёте говорится, что хотя закон запрещает такую практику, но «были достоверные сообщения о ее применении представителями властей».
Со ссылкой на местные СМИ составители указывают на смерть Мадияра Оразбаева — известного строителя из Каракалпакстана, который был задержан на протестах в Нукусе в июле прошлого года и погиб от травм, полученных во время пыток.
Другой пример — избиение Эллоны Фирсовой и Александра Соленко сотрудниками ОВД в Ташкенте в июне прошлого года. Прокуратура Мирзо-Улугбекского района возбудила уголовное дело, но закрыла его из-за якобы отсутствия свидетельств пыток, отмечается в отчете.
Политические заключённые и задержанные
В докладе, со ссылкой на правозащитное общество «Эзгулик», указывается, что единственным политзаключённым в Узбекистане, кто не был задержан по религиозным мотивам, остаётся блогер Отабек Сатторий. В 2021 году он был осуждён по обвинениям в вымогательстве и клевете и осуждён на 6,5 лет тюрьмы. «Газета.uz» подробно освещала дело Сатторий с момента его задержания.
По данным МВД, которые упоминаются в докладе, более 1800 заключённых (около 6% об общего числа заключённых в стране) содержались под стражей за преступления, предположительно связанные с религиозным экстремизмом.
Цензура или ограничения контента
В отчёте, со ссылкой на местных журналистов и старших редакторов госСМИ, указывается, что в обязанности некоторых должностных лиц входила цензура.
«Часто между редакционным содержанием государственных и частных газет было мало различий. Журналистов ограничивали в проведении расследований», — отмечают составители.
На журналистов оказывалось давление с целью «смягчить» освещение войны в Украине, а издания Kun.uz and Daryo.uz были вынуждены удалить некоторые из статей на эту тему, говорится в отчёте со ссылкой на заявление «Репортёров без границ». «Газета.uz» также упоминается в отчёте:
Свобода интернета
Правительство, как правило, не блокировало доступ в интернет, включая новостные сайты и социальные сети, но некоторые сайты остаются недоступными, говорится в отчёте.