По итогам 2023 Узбекистан нарастил импорт легковых автомобилей до 73204 единиц, сообщили «Газете.uz» в Агентстве статистики при президенте.
Это в 2,4 раза больше показателя 2022 года — 30388. В предыдущие годы импорт машин рос более медленными темпами: в 2022 году — на 12,7%, в 2021 году — на 5,2%.
Стоимость поставок достигла почти 1,8 млрд долларов, что в 2,9 раза больше, чем в 2021 году ($588,2 млн).
Из общего объёма 79,3% поставок, или 58078 автомобилей, приходится на Китай. Доля этой страны резко выросла по сравнению с предыдущими годами: 2021 год — 32,8%, 2022 году — 36,9%.
Ввоз машин из Южной Кореи, США, Германии и Японии также растёт, но их доля сокращается.
Стоит также отметить, что среди крупных поставщиков в 2023 году появилась Индия. Тогда как Россия и Казахстан, которые в предыдущие годы были в топ-5, упали в категорию «других стран».
Импорт автомобилей в 2021—2023 годах
№ | Страна / год | 2021 | 2022 | 2023 |
1 | Китай | 8880 | 11159 | 58076 |
2 | Корея | 6472 | 9414 | 11481 |
3 | Россия | 4539 | 1499 | |
4 | Казахстан | 4470 | 7208 | |
5 | Польша | 1204 | ||
6 | США | 490 | 555 | 2210 |
7 | Литва | 428 | ||
8 | Таиланд | 250 | ||
9 | Германия | 115 | 125 | 228 |
10 | Япония | 97 | 157 | 419 |
11 | ОАЭ | 128 | 64 | |
12 | Гонконг | 454 | ||
13 | Индия | 65 | ||
14 | Великобритания | 49 | ||
15 | Другие страны | 122 | 143 | 158 |
Всего | 27067 | 30388 | 73204 | |
Сумма | $588,2 млн | $1,7 млрд |
По данным пресс-службы президента, за последние три года продажа электромобилей в Узбекистане выросла в 10 раз, в 2023 году 35% импорта автомобилей составили электрические и гибридные автомобили.
Напомним, с 1 января 2023 года продажу новых импортных автомобилей разрешили не только официальным дилерам производителей, но и другим импортёрам. После этого различные компании и физлица начали заниматься доставкой автомобилей из-за рубежа — в основном, из Китая.
Например, на сайтах с объявлениями физлица предлагают доставить в Узбекистан Chevrolet Monza с объёмом двигателя 1,5 л за 17−19 тысяч долларов (включая таможенные пошлины и доставку) за 15−20 дней. Аналогичные предложения появились по электромобилям.
В конце прошлого года в правительстве начали обсуждение ужесточения правил ввоза автомобилей и электромобилей. С 2024 года физлицам планировали запретить завоз машин в коммерческих целях. Кроме того, предлагалось вернуть порядок продажи новых иномарок только через официальных дилеров. Эти нормы пока не приняты.