Узбекистан многократно увеличил импорт дизельного топлива, несмотря на имеющиеся заводы по производству дизеля. Это следует из данных Таможенного комитета о потребительских товарах (продовольственные и непродовольственные), которые изучила «Газета.uz».

С начала года объём импорта дизеля составил 206,9 тысячи тонн на 169,58 млн долларов (81 цент за кг), что в физическом выражении на 22% больше, чем за январь-июль 2023 года (168,97 тысячи на 137,5 млн долларов) и в 7,3 раза больше, чем за январь-июль 2022 года (28,2 тысячи тонн на 23,7 млн долларов).

В пресс-службах Таможенного комитета и Министерства энергетики сообщили, информация комитета отражает основные товары народного потребления. Дизельное топливо охватывает 5 подсубпозиций кодов ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), однако в приведённой статистике все эти коды не отражены.

«Если принять все субпозиции кодов ТН ВЭД, то за 7 месяцев 2022 года в нашу страну было ввезено 190,3 тысяч тонн дизельного топлива. В этом году этот показатель увеличился на 31,5%, а не в 7,3 раза по сравнению с 2022 годом. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года импорт этой продукции сократился на 10%», — говорится в сообщении. Однако в Таможенном комитете и Минэнерго пока не предоставили точные данные под другим субпозициям, чтобы провести сравнение.

В Узбекистане дизельное топливо производится на заводе Uzbekistan GTL в Кашкадарьинской области, а также Бухарском и Ферганском нефтеперерабатывающих заводах.

В декабре 2018 года бывший председатель правления «Узбекнефтегаза» Бахром Ашрафханов сообщал, что строительство завода по производству синтетического жидкого топлива GTL позволит снизить цены на бензин и нефтепродукты, а также импорт авиакеросина и дизельного топлива.

Отмечалось, что после запуска завод будет перерабатывать 3,6 млрд кубометров газа и производить 1,5 млн тонн синтетического жидкого топлива стандарта «Евро-5», в том числе 311 тысяч тонн авиакеросина, 743 тысячи тонн дизельного топлива, 431 тысячу тонн нафты и 53 тысячи тонн сжиженного газа.

Завод был запущен в конце 2021 года, сообщалось, что его стоимость составила 3,42 млрд долларов (ранее она оценивалась в 2,74 млрд долларов). Тогда сообщалось, что за счёт выпуска топливной продукции импортозамещение составит 500 млн долларов в год, экспорт — 200 млн долларов, налоговые поступления в бюджет — 2 трлн сумов.

29 июня 2022 года предприятия начало производить дизельное топливо класса «Евро-6» из синтетической нефти, синтез которой был запущен чуть ранее. Проектная мощность этой линии составляет 720 тысяч тонн в год. Минэнерго сообщало, что мощности завода Uzbekistan GTL позволяют производить до 1 млн тонн дизельного топлива в год.

После запуска завода было отмечено снижение импорта дизеля. В частности, если в июле-декабре 2022 года из-за границы было поставлено 137,7 тысячи тонн продукции на 138,8 млн долларов, то во второй половине 2023 года импорт упал до 58 тысячи тонн (41,5 млн долларов, или 71,5 цента за кг). Однако затем произошёл резкий рост зарубежных поставок.

На биржевых торгах 16 августа дизель продавался в среднем по 12,13 млн сумов за тонну, что на 13% больше, чем на эту же дату прошлого года (10,7 млн сумов за тонну).