Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило суверенный кредитный рейтинг Узбекистана в иностранной валюте на уровне «ВВ-» со стабильным прогнозом, говорится в пресс-релизе агентства от 23 августа.

Пересмотр данных по ВВП

Ранее в Узбекистане было проведено исследование под руководством Международного валютного фонда для оценки объёма «ненаблюдаемой» экономики. Согласно его результатам, объем ВВП Узбекистана в прошлом году составил 1,192 квадриллиона сумов, что эквивалентно 101,6 млрд долларов США. До пересмотра ВВП, по данным Агентства статистики, составлял 1,066 квадриллиона сумов. Учёт ненаблюдаемой экономики привёл к увеличению номинального показателя на 11,8%, что составило дополнительно 125,6 трлн сумов (10,7 млрд долларов).

Fitch отмечает, что правительство не намерено ослаблять свою «запланированную фискальную корректировку» (сокращение дефицита бюджета) несмотря на то, что начальная позиция по дефициту бюджета прошлого года года улучшается на 0,5% ВВП из-за более высокого (пересмотренного) номинального ВВП.

Дефицит консолидированного бюджета (включая внебюджетные счета, Фонд реконструкции и развития Узбекистана и финансируемые из внешних источников расходы) увеличился на 0,1% ВВП в годовом исчислении в первом квартале после отставания на 2,5 п. п. от целевого показателя в 2023 году.

Fitch прогнозирует улучшение фискального баланса во втором квартале с годовым дефицитом в 4,2% ВВП по сравнению с 4,9% в 2023 году, но на 0,7 п. п. выше целевого показателя (без учёта недавнего пересмотра ВВП).

«Мы прогнозируем, что дефицит сократится до 3,4% ВВП в 2025 году, что частично отражает эффект либерализации тарифов на энергоносители в мае 2024 года, компенсирующей дальнейшее увеличение расходов на выплату процентов по долгу, и до 3% в 2026 году, что по-прежнему выше медианного значения для стран с рейтингом „BB“ в 2,4%», — говорится в пресс-релизе.

Низкий уровень госдолга

Рейтинговое агентство ожидает, что отношение государственного долга к ВВП (включая внешние гарантии), которое выросло на 2 п. п. в 2023 году — до 32,5%, будет в целом стабильным и к концу 2026 года составит 32,1%, что значительно ниже медианного значения для стран с рейтингом «BB» в 53,6%. Около 90% государственного долга номинировано в иностранной валюте, но внешний долг имеет довольно длительный средний срок погашения — 9,2 года, а 87% из них являются льготными.

Депозиты правительства являются значительными и составляют 13,1% ВВП на конец первого квартала 2024 года, хотя и ниже показателя в 26,5% ВВП на конец 2020 года. Fitch прогнозирует, что они снизятся до 10% к концу 2026 года.

Аналитики агентства отметили прогресс Узбекистана в укреплении государственного финансового управления, включая мониторинг рисков государственно-частного партнёрства, где подтверждённые проекты выросли до 20% ВВП на конец 2023 года, и негарантированного долга госпредприятий (25,6% ВВП, включая частный внешний долг госбанков).

Тенденция роста ВВП

Экономика Узбекистана в первом квартале выросла на 6,4%, чему способствовал рост инвестиций и рост реальной заработной платы на 8,6%, и агентство ожидает роста ВВП за весь год на 6,2% (6,3% в 2023 году), а также умеренный рост ВВП до 5,5% в 2026 году, поскольку фискальная консолидация (меры по снижению дефицита госбюджета и уровня долга) и охлаждение инвестиций получат поддержку со стороны более низкой инфляции.

Эти темпы роста выше медианного значения для стран «BB» в 3,5% в 2026 году, а также подкреплены 2-процентным годовым приростом населения.

Агентство указывает на значительную экономическую зависимость Узбекистана от России, на которую приходится 13% экспорта и 21% импорта, что усугубляется прошлогодней сделкой о начале импорта российского газа, но Узбекистан продолжает сотрудничать в обеспечении соблюдения западных санкций.

В Fitch предполагают, что чистые прямые иностранные инвестиции в Узбекистан вырастут до 2,5% ВВП, что отражает сильный инвестиционный поток, особенно в энергетическом секторе. Ожидается, что золотовалютные резервы сократятся до объёма, который позволит покрыть 7,8-месячный импорт в 2026 году, что ниже показателя 2023 года (8,8 месяца). Но этот показатель по-прежнему будет значительно выше медианного значения для стран с рейтингом «BB» в 4,5 месяца.

Прогресс в реформах и управлении

Fitch отмечает, что в последние годы был достигнут значительный прогресс в экономических реформах, включая прошлогоднюю приватизацию «Ипотека-банка» и повышение цен на газ и электроэнергию для компаний в октябре 2023 года и для населения в мае 2024 года.

Планы по приватизации двух других крупных банков — «Асака» и «Узпромстройбанк» (SQB) — продвигаются, хотя и медленнее, чем предполагалось. Узбекистан продемонстрировал улучшение Индикаторов качества управления Всемирного банка на 9,6 п. п. с 2020 года, а переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию ускорились.

Доля субсидируемого государством директивного кредитования (воздействие государства на деятельность банков, связанное с распределением ресурсов среди заёмщиков) снизилась до 12% в июне с 17% на конец 2023 года, но всё ещё составляет 28% от общего объёма, что ухудшает трансмиссию денежно-кредитной политики, говорится в отчёте.

Относительно высокая инфляция

Инфляция выросла до 10,5% в июле с 8,1% в апреле из-за повышения цен на энергоносители, но базовая инфляция имеет тенденцию к снижению (2,6 п. п. в этом году), а инфляционные ожидания домохозяйств также снизились с 13,6% на конец 2023 года до всё ещё высоких 12%.

Fitch прогнозирует среднюю инфляцию на уровне 9,5% в 2024 году, 8% в 2025 году и 5,8% в 2026 году, что выше целевого показателя инфляции Центрального банка Узбекистана в 5%.

В июле ЦБ снизил основную ставку до 13,5% впервые с марта 2023 года, и агентство ожидает дальнейшего смягчения в соответствии с нейтральной реальной процентной ставкой около 3%.

Под нейтральной ставкой принято понимать такой уровень ставки процента (в частности, основной ставки ЦБ), при которой экономика устойчиво находится в состоянии полной занятости, а инфляция стабильно поддерживается на целевом уровне. Нейтральную ставку рассматривают как ориентир, относительно которого следует оценивать направленность денежно-кредитной политики, а также как ориентир среднего уровня процентных ставок в экономике на длительных промежутках времени.

Стабильный банковский сектор

Fitch считает банковский сектор Узбекистана умеренно прибыльным, с доходностью на капитал в 11% в июне 2024 года. Агентство также указывает на довольно низкий регулятивный коэффициент проблемных кредитов в размере 4%, хотя считает, что фактические проблемные кредиты значительно выше (более 10% от кредитов сектора на конец 2023 года).

Ужесточение макропруденциальной политики помогло охладить рост кредитования до 18,5% в июне с пикового значения в 27% в августе 2023 года, что было обусловлено резким ростом кредитования населения. Коэффициент долларизации депозитов снизился на 9 п. п. с 2021 года — до 30% в июне. В то же время долларизация кредитов снижается более постепенно — до 42,1%.

Таким образом, рейтинг поддерживается относительно низким государственным долгом Узбекистана, значительными фискальными и внешними буферами, высоким ростом ВВП и прогрессом реформ по либерализации экономики. Эти факторы уравновешиваются низким ВВП на душу населения, слабым, но улучшающимся управлением, высокой зависимостью от сырьевых товаров и финансовой долларизацией, а также большим и неконкурентоспособным, хотя и сокращающимся, присутствием государства в экономике.