Государственный долг Узбекистана на 1 июля 2024 года превысил 37 млрд долларов, увеличившись за первую половину года на 2,1 млрд долларов. Об этом в своём выступлении на заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса 5 сентября сообщил вице-премьер, министр экономики и финансов Джамшид Кучкаров.
Внешний долг состоит из государственного и частного долга. В новости речь идёт о госдолге. При этом стоит отметить, что в «частном» секторе в основном представлены компании и банки с государственной долей (государство владеет около 68% доли банковского сектора, а также владеет или имеет доли в компаниях Uzauto Motors и «Узбекнефтегаз», НБУ, «Узпромстройбанке», которые в 2019—2021 годах суммарно разместили долговые бумаги на 2 млрд долларов).
Государственный внешний долг за этот период вырос на 1,26 млрд долларов — до 30,9 млрд долларов (27,7% к ВВП).
Государственный внутренний долг увеличился на 842 млн долларов — до 6,13 млрд долларов (5,5% к ВВП).
Доля государственного внешнего долга составила 83%, внутреннего — 17%.
По словам вице-премьера, за январь-июнь от имени Узбекистана и под государственные гарантии были подписаны соглашения по внешним заимствованиям на сумму 2,8 млрд долларов. Кроме того, для поддержки госбюджета и рефинансирования международных облигаций, подлежащих погашению в этом году, на мировых финансовых рынках были выпущены суверенные международные облигации на сумму 1,5 млрд долларов.
Соотношение госдолга к ВВП страны снизилось с 34,4% до 33,2%. Согласно отчёту Международного валютного фонда, на данный момент госдолг республики находится на умеренном уровне, сказал Кучкаров.
Для сравнения: в 2017 году госдолг составлял 11,5 млрд долларов (11,6% к ВВП), за шесть лет этот показатель вырос в 3 раза. Речь идёт только о госдолге без учёта «частного» долга.
Распределение долга по секторам
Государственный внешний долг в разрезе секторов экономики выглядит так:
Сферы | На 1 января 2024 года | На 1 июля 2024 года | Изменение, в % | ||
млн долл. | % к долгу | млн долл. | % к долгу | ||
Государственный внешний долг, всего | 29 639 | 100% | 30 899 | 100% | |
в том числе: | |||||
На поддержку госбюджета | 11 738 | 40% | 13 024 | 42% | 11 |
Топливно-энергетическая отрасль | 5 791 | 20% | 5 741 | 19% | -1 |
Нефть и газ | 2 060 | 7% | 1 910 | 6% | -7 |
Электроэнергетика | 3 427 | 12% | 3 487 | 11% | 2 |
Угольная промышленность | 304 | 1% | 344 | 1% | 13 |
Транспорт и транспортная инфраструктура | 2 771 | 9% | 2 725 | 9% | -2 |
Железные дороги | 1 196 | 4% | 1 181 | 4% | -1 |
Автомобильные дороги | 1 114 | 4% | 1 129 | 4% | 1 |
Воздушный транспорт | 461 | 2% | 416 | 1% | -10 |
Сельское и водное хозяйство | 2 657 | 9% | 2 750 | 9% | 4 |
Сельское хозяйство | 1 870 | 6% | 1 964 | 6% | 5 |
Водное хозяйство | 787 | 3% | 786 | 3% | 0 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 2 610 | 9% | 2 712 | 9% | 4 |
Строительство домов | 1 364 | 5% | 1 348 | 4% | -1 |
Питьевое водонснабжение и канализация | 847 | 3% | 865 | 3% | 2 |
Улучшение инфраструктуры в городах и сёлах | 264 | 1% | 351 | 1% | 33 |
Переработка бытовых отходов | 85 | 0% | 89 | 0% | 5 |
Теплоснабжение | 50 | 0% | 59 | 0% | 18 |
Поддержа предпринимательства и промышленного производства | 1 078 | 4% | 863 | 3% | -20 |
Химическая отрасль | 896 | 3% | 811 | 3% | -9 |
Здравоохранение, образование, ИКТ и другие сферы | 2 098 | 7% | 2 272 | 7% | 8 |
Кредиторы
Государственный внешний долг в разрезе кредиторов:
- Всемирный банк — 6,73 млрд долларов (6,57 млрд);
- Азиатский банк развития — 6,46 млрд долларов (6,44 млрд);
- Международные инвесторы (международные евробонды) — 4,2 млрд долларов (3,4 млрд);
- Государственный банк развития Китая, Эксимбанк Китая и другие — 3,76 млрд долларов (3,77 млрд);
- Японское агентство международного сотрудничества и другие — 2,47 млрд долларов (2,36 млрд);
- Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (штаб-квартира в Китае) — 1,35 млрд долларов (1,32 млрд);
- Исламский банк развития — 921 млн долларов (911 млн);
- Экскимбанк Кореи, Фонд развития экономического сотрудничества Кореи — 735 млн долларов (794 млн);
- Исламский банк развития — 921 млн долларов (911 млн);
- Французское агентство развития — 823 млн долларов (828 млрд);
- Международный валютный фонд — 735 млн долларов (811 млн);
- Государственный банк Германии — 268 млн долларов (114 млн);
- Саудовский фонд развития — 143 млн долларов (140 млн);
- Госбанк Испании — 68 млн долларов (73 млн);
- Европейский банк реконструкции и развития — 226 млн долларов (174 млн);
- Другие международные финансовые институты — 1,56 млрд долларов (1,53 млн).
Валютная структура внешнего долга (являющаяся одним из индикаторов фактического риска для экономики, связанного с изменениями валютного курса) в основном состоит из займов в долларах, узбекского сума и японской иены.
На обслуживание государственного долга и выплату процентов по ним выделено 6,83 трлн сумов.
Напомним, что на выплату процентов по госдолгу в 2023 году было запланировано выделение 6,87 трлн сумов, но фактически выплачено 1,12 млрд долларов (около 13,15 трлн сумов по среднему курсу за прошлый год). В Минэкономфине пояснили, что в начале прошлого года процентные ставки на международных финансовых рынках (SOFR) составлял 2,99%, а к концу года достигли 5,34%, из-за чего возросли процентные платежи по госдолгу. То есть обслуживание долга стало дороже.
Частный долг
Как отмечалось выше, внешний долг состоит из государственного и частного долга. По итогам первого квартала 2022 года, частный долг составлял 15,4 млрд долларов, а общий валовый внешний долг — 43,3 млрд долларов.
Согласно последнем отчёту МВФ в июле, валовый внешний долг Узбекистана достиг 61,3% ВВП, или 55,7 млрд долларов в 2023 году.
По итогам первого квартала, общий внешний долг составил 61,1 млрд долларов, следует из данных ЦБ.
Рейтинговое агентство S&P ожидает, что уровень чистого государственного долга и внешнего долга Узбекистана будет расти быстрее, чем их предыдущие прогнозы, чему способствует ускорение реализации энергетических и инфраструктурных проектов. По их мнению, постоянный и неконтролируемый рост государственного присутствия и внешнего долга может представлять риски, но аналитики считают, что бюджетный дефицит и дефицит текущего счета страны в будущем снизятся после достижения пикового показателя в 2023 году.
В отчёте также приводится риск того, что негарантированный государством долг госпредприятий и ГЧП, составляющий около 8% ВВП в 2023 году, может кристаллизоваться на балансе правительства. В последние годы предприятия, связанные с государством, значительно увеличили заимствования, особенно в иностранной валюте, для финансирования энергетических и инфраструктурных проектов. По мнению аналитиков, они могут столкнуться с проблемами при погашении этого долга, если результаты некоторых проектов окажутся хуже, чем ожидалось, или если возникнут ошибки в управлении или надзоре.