Экономика Узбекистана продолжает демонстрировать активный рост. Прогноз оценивается как положительный, при этом сохраняются как риски, так и возможности. Для поддержания высоких темпов роста, восстановления буферных запасов и защиты от внешних шоков правительству необходимо сохранять макрофинансовую стабильность и продолжать структурные реформы, заявила миссия Международного валютного фонда по итогам визита в страну 16−24 сентября.
Активный рост экономики продолжается. В первой половине 2024 года темпы роста реального ВВП Узбекистана составили 6,4% в годовом выражении. В ответ на повышение регулируемых цен на энергоносители в начале мая общая инфляция по ИПЦ (индекс потребительских цен) ускорилась с 8% в годовом выражении по состоянию на конец апреля до примерно 10,5% в последние месяцы. Базовая инфляция по ИПЦ остаётся более сдержанной: её темпы выросли приблизительно на 1 процентный пункт с июня до 7% в августе.
За первые семь месяцев года наблюдался значительный рост объёма денежных переводов — на 32% в годовом выражении, а международные резервы остаются достаточными: по состоянию на конец августа они составляли девять с половиной месяцев импорта следующего года, отмечается в заявлении.
Прогноз роста экономики оценивается как положительный, при этом сохраняются как риски, так и возможности. Ожидается, что темпы роста реального ВВП останутся высокими и превысят 5,5% в этом и следующем году за счёт сохранения активных темпов инвестиций и продолжения реализации структурных реформ. Согласно прогнозам, инфляция по ИПЦ начнёт постепенно снижаться в ответ на необходимые жёсткие меры денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики и на ослабление влияния роста цен на энергоносители.
Ожидается, что дефицит счета текущих операций сократится до примерно 6,25% ВВП в 2024 году и 6,1% в 2025 году, в том числе за счёт значительных объёмов экспорта и денежных переводов, отказа от крупных единовременных закупок импортных машин и оборудования, как это было в 2023 году, а также бюджетной консолидации.
Риски ухудшения прогноза включают региональные геоэкономические вызовы, волатильность цен на сырьевые товары, неожиданное глобальное замедление темпов роста мировой экономики, а также материализацию условных обязательств по отношению к государственным предприятиям и государственно-частным партнёрствам (ГЧП).
Увеличение финансовых потоков и объёма денежных переводов, а также рост цен на золото могут способствовать созданию новых возможностей, отметила миссия МВФ.
Бюджетная консолидация идёт по плану. Ожидается, что целевые ориентиры дефицита консолидированного бюджета на 2024 и 2025 годы. (4% и 3% ВВП, соответственно) будут достигнуты благодаря рационализации расходов официальными органами (особенно субсидий на энергоносители, при одновременной защите уязвимых групп населения), повышения адресности социальных расходов и сокращения объёмов директивного кредитования.
Тем не менее, несмотря на высокие цены на золото и быстрый экономический рост, соотношение доходов бюджета к ВВП, по прогнозам, будет снижаться из-за невысоких показателей собираемости НДС и налога на прибыль с компаний за пределами золотодобывающего сектора.
«Налоговые стимулы и снижающийся уровень налоговой дисциплины сдерживают расширение налоговой базы, особенно в быстро развивающемся секторе услуг. Налоговые стимулы для привлечения инвестиций следует пересмотреть, чтобы постепенно снизить их негативное влияние на налоговую базу», — говорится в заявлении.
В то же время необходимо расширить полномочия по налоговому администрированию в отношении обеспечения соблюдения налогового кодекса (особенно по проведению эффективных выездных налоговых проверок), предусмотрев соответствующие гарантии защиты прав налогоплательщиков.
Миссия МВФ приветствовала усилия официальных органов по совершенствованию системы управления государственными финансами (УГФ) и управления фискальными рисками.
Правительство возобновило публикацию заявления о налогово-бюджетной стратегии и разработало амбициозную стратегию реформирования УГФ на 2025−2030 годы, которая должна быть утверждена к ноябрю. Данная стратегия предназначена для поддержки усилий по среднесрочному бюджетному планированию и определению стратегических приоритетов, повышения эффективности расходов и управления государственными инвестициями, а также улучшения исполнения бюджета и совершенствования качества бюджетных отчетов.
Правительство также опубликовало комплексное заявление о фискальных рисках и добилось прогресса в определении предельного объёма по проектам ГЧП. Чтобы дать время на завершение этой работы и ограничить фискальные риски, связанные с растущим списком проектов ГЧП, миссия МВФ рекомендует ввести в соответствующие законодательные акты с 1 января 2025 года ежегодный лимит, имеющий юридически обязывающий характер, в отношении инвестиционной стоимости всех проектов, которые подписаются в соответствии с законами о ГЧП и инвестициях.
Денежно-кредитная политика должна быть направлена на снижение инфляции до целевого уровня в 5%, установленного Центральным банком., отметили представители МВФ. Неопределённость объёма эффектов второго порядка от повышения цен на энергоносители в мае и увеличения заработной платы в сентябре-октябре создаёт риски ускорения инфляции.
Персонал МВФ рекомендует ЦБ сохранять жёсткую денежно-кредитную политику до тех пор, пока данные не будут явно указывать на устойчивое снижение инфляции в направлении целевого уровня. Кроме того, ЦБ должен быть готов повысить ставку, если инфляция окажется неожиданно высокой.
Реформы финансового сектора должны быть направлены на приведение банковского надзора в соответствие с международными стандартами. Персонал МВФ приветствует решение официальных органов пройти в 2025 году комплексную программу МВФ и Всемирного банка по оценке финансового сектора (ФСАП), которая поможет, среди прочего, определить меры по усилению банковского надзора.
Миссия МВФ также рекомендует Узбекистану продолжить постепенное сворачивание директивного кредитования, что позволит повысить эффективность распределения кредитов и одновременно увеличить доступность кредитов для частного сектора.
В МВФ приветствовали усилия официальных органов по поддержанию темпов структурных реформ. После приватизации банка «Ипотека-банк» в 2023 году продолжается курс на приватизацию двух крупных государственных банков — Узпросмтройбанка и «Асакабанка».
Официальным органам также рекомендуется продолжать реструктуризацию и совершенствование качества управления государственными банками и предприятиями, а также усилить конкуренцию путём выравнивания условий для частных и государственных предприятий и устранения барьеров для входа на рынок.
В этой связи миссия МВФ приветствовала прогресс в деле присоединения ко Всемирной торговой организации (ВТО), что также будет способствовать развитию конкуренции на внутреннем рынке. Правительство завершило двусторонние переговоры о доступе к рынку с 18 из 33 членов и в настоящее время приводит нормативные акты в соответствие со стандартами ВТО.
Миссия МВФ «высоко оценивают прогресс в реформе системы управления, включая принятие закона о конфликте интересов и подготовку к его реализации в декабре». Продвигается работа над законом о защите информаторов, разоблачающих факты коррупции, и законом о декларировании активов, отмечается в заявлении.