В большинстве стран постсоветского пространства городские улицы рассматривались как транспортные магистрали. Такая тенденция сохранялась до 2020 года, однако некоторые города продолжают воспринимать улицы как шоссе. Об этом в ходе Центральноазиатского урбан-форума в Ташкенте заявил архитектор, урбанист и руководитель Научно-исследовательского института «Алматыгенплан» Асхат Садуов.

Асхат Садуов. Фото: baribar.kz.Асхат Садуов. Фото: baribar.kz.

С таким подходом к планированию городов строились, в принципе, все советские города, и с этим фундаментом прошлого нужно работать, создавая на широких улицах общественные пространства, прокомментировал «Газете.uz» Асхат Садуов. Появлению таких пространств способствуют широкие тротуары.

«Должна быть хорошая променадная часть вдоль первых этажей. И важно, — я заметил такой тренд и на некоторых ташкентских улицах, — чтобы были прозрачные витрины. Тогда человек будет чувствовать себя хорошо, — пояснил Асхат Садуов. — И, конечно, озеленение, что очень хорошо реализовано в Ташкенте. Улица — это обязательно прифасадная территория, затем транзитная — пешеходная. Но на проспекте Амира Темура я часто сталкивался с тем, что, когда идёшь по тротуару, резко попадаешь в парковочное пространство. У нас такие же проблемы в Астане».

асхат саудов, градостроительство, урбанистика

По словам архитектора, когда пешеход попадает на парковку при здании вместо променада, он дезориентируется, теряет нить тротуара, не понимает, как двигаться дальше.

«Очень важно иметь непрерывную пешеходную структуру в центральных районах города. Иначе бизнесу будет сложно. Упорядочить парковочное пространство и обязательно иметь променадную часть — это то, на чём сейчас нужно сконцентрироваться на магистральных улицах. Бизнес будет развиваться тогда, когда пешеходам будет комфортно передвигаться», — подчеркнул Асхат Садуов.

Анализ плотности населения и городской функции показывает, что большинство коммерческой активности сосредоточено на самых доступных пешеходам улицах, отметил эксперт. Это требует равномерного распределения людей по районам и создания скоростных коридоров, которые связывают между собой важные точки городской инфраструктуры.

По проекту генплана Ташкента до 2045 года в столице планируется создать несколько центров. Полицентричность городов — тренд в мировом градостроительстве, который позволяет сбалансировать нагрузку на популярные среди населения места и снизить нагрузку на транспортную инфраструктуру. Именно доступная пешеходная среда и обилие бизнеса укрепят позицию новых центров в качестве таковых, отметил урбанист.

асхат саудов, градостроительство, урбанистика

Асхат Садуов сообщил, что для создания новых центров необходимо пересечение длинных улиц. Они обеспечивают быструю логистику и, соответственно, бизнес требующимися товарами. Сегодня такими улицами в Ташкенте являются основные транспортные коридоры, которым не хватает любви к пешеходам. Поэтому бизнес развивается не столь эффективно, как мог бы.

Однако новые центры можно строить и в сложившихся махаллях, несмотря на их рыхлую планировку, подчеркнул Асхат Садуов.

«У махалли важный человекоцентричный подход. Этот феномен проживания в городе для людей известен по всему центральноазиатскому региону. Я думаю, даже при редевелопменте таких территорий важно оставлять историческую структуру. Это мировой тренд».

асхат саудов, градостроительство, урбанистика

Руководитель «Алматыгенплан» добавил, что кварталы не обязательно должны быть прямоугольными или квадратными, как в Барселоне. Квартальная сетка Лондона такая же хаотичная. Важна именно пропорция высоты здания и ширины улицы.

«Рыхлой я бы назвал больше микрорайонные застройки, потому что у нас там пространство сверхпроницаемое и нет уличного подхода. Ты не знаешь, где идёшь, потому что находишься в междворовом пространстве. Поэтому там происходит криминал, очень трудно ориентироваться и никак без навигации, — пояснил эксперт. — В махалле ты все-таки идёшь по улице, знаешь, что это улица, там есть структура улиц, которая тебя куда-то направляет и выводит. И планировка не обязательно должна быть ортогональной (прямоугольной — ред.). Просто при ортогональности удобнее работать с пространством и строительством. Но большие города всегда развивались органично, поэтому у них достаточно хаотичная структура. Она, конечно, крупнее махали, но она очень похожа».

При этом в махаллях улицы нередко витиеватые, недлинные, что может усложнить создание нового центра, поскольку от длины улицы зависит её пространство и доступность.

«Для создания центра должно быть пересечение длинных улиц, — отметил Асхат Садуов. — Они необязательно должны быть ортогональными, но они должны пронизывать центральную часть и связывать с другой центральной частью. То есть два полицентра обязательно должны быть связаны несколькими коридорами, чтобы они могли экономически развиваться. У них может быть разная специфика, но они должны обязательно между собой сообщаться. Плотность длинных улиц в центре должна быть высокой. Улица может немного искривляться, но более плавные повороты заставляют улицы работать так, будто это одна длинная улица».

асхат саудов, градостроительство, урбанистика

Если город хочет, чтобы в махаллях появился центр, на кварталы следует смотреть в большем масштабе, чтобы увидеть связность улиц и проникновение длинных улиц в махалли, считает Асхат Садуов.

«Когда мы анализируем город, мы обязательно смотрим на весь город в большом масштабе и постоянно уменьшаем его. Тем самым видим, как разные территории работают на разных масштабах, связываем их улицами для того, чтобы они укрепились с точки зрения экономики. Если два очага активности ничего не связывает, лучше пробить улицу между ними, иначе они не будут развиваться экономически», — пояснил руководитель «Алматыгенплана».

Важную роль играет и восприятие районов города жителями, основанное на их исторической и культурной значимости — вернакулярности. Вернакулярные районы остаются значимыми с точки зрения городских воспоминаний, несмотря на активное развитие новых районов. Такие места, как набережные, парки и торговые улицы, становятся символами города и определяют его уникальную идентичность.

Асхат Садуов подчеркнул, что, несмотря на редевелопмент и изменение градостроительных норм, вернакулярные районы сохраняют своё значение и должны интегрироваться в новые городские проекты.