Хоким Ташкента Шавкат Умурзаков 16 октября принял решение о мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности платных парковок для транспортных средств в столице.

Согласно документу, до конца августа 2025 года планируется создать 13,2 тысячи платных парковочных мест, а в дальнейшем — довести их число до 84 тысяч.

Кроме того, утверждены порядок организации платных парковочных мест для автомобилей и тарифы за пользование ими. Цены дифференцированы по тарифным зонам и составляют от 5 тысяч до 12 тысяч сумов за час.

платные парковки, ташкент

При этом цены не должны превышать предельные размеры, установленные по согласованию с Министерством экономики и финансов.

Компания «Ташкент Инвест» должна до 1 января 2025 года запустить единую автоматизированную информационную систему «Платные парковки» за счёт средств Фонда развития Ташкента при хокимияте, а также обеспечить готовность подключения к этой системе оборудования для новых платных парковок. Эта компания будет оператором системы.

Хокимияты районов и города и другие собственники земли (организации, инвесторы и другие лица) могут обращаться в «Ташкент Инвест» для организации платных парковок. Она будет рассматривать заявления в течение 20 дней, разрабатывать проекты решений хокима Ташкента об определении границ парковочной территории и вносить их на рассмотрение в хокимият.

После того, как хоким города подпишет решение, собственники земель должны выставить на онлайн-аукцион право аренды этой территорией для организации платной парковки. Затем победитель аукциона и владелец земли подписывают соглашение об аренде и условиях организации платной парковки.

Парковка является местом общего пользования, предназначенным для использования неограниченным числом лиц. Территория парковки включает в себя всю часть автомобильной дороги и улицы, обозначенную соответствующими дорожными знаками и разметкой в соответствии с ПДД.

Паркинг не предназначен для хранения транспортных средств. В случае угона или повреждения транспортных средств третьими лицами на парковке, ответственность остаётся на владельцах машин.

На парковках, в том числе возле торговых предприятий, сервисных объектов, медицинских, спортивных и культурно-развлекательных учреждений, должно быть выделено не менее 5% мест (но не менее одного места) для бесплатного размещения автомобилей, у которых есть льготное разрешение на парковку:

  • транспортные средства, оснащённые проблесковыми маячками коричневого, красного или синего-красного цвета и специальными звуковыми сигналами, используемые в службах чрезвычайных ситуаций и спецслужбах;
  • автомобили лиц с инвалидностью I или II группы с изображением дорожного знака «7.17» на переднем и заднем стёклах (включая специальные транспортные средства для инвалидов);
  • автомобили участников Второй мировой войны;
  • двухколёсные транспортные средства, не подлежащие государственной регистрации.

Оплата производится техническому оператору (владельцу парковки) на основании данных биллинговой системы «Платные парковки», как в безналичной форме, так и наличными (если это предусмотрено техническим оборудованием). Часть средств оператор переводит в целевой фонд развития автомобильных дорог при Главном управлении экономики и финансов Ташкента в соответствии с договором аренды.

На владельца парковки возлагаются следующие функции:

  • разработка проектов организации дорожного движения в границах парковок в согласовании с СБДД МВД и ГУВД Ташкента;
  • разработка проектной документации для парковок, их установка, передача в эксплуатацию, запуск, подключение к инженерным сетям и внешним информационным системам, модернизация оборудования в установленном порядке в сотрудничестве с уполномоченными госорганами и органами местного самоуправления;
  • согласование состава оборудования, устанавливаемого на парковках, с оператором «Платные парковки»;
  • участие в мероприятиях по вводу парковок в эксплуатацию в соответствии с планами-графиками, утверждёнными хокимиятом Ташкента;
  • обслуживание, использование и благоустройство парковок в установленном порядке;
  • предоставление услуг по размещению транспортных средств на парковке неограниченному числу лиц;
  • контроль за соблюдением пользователями правил пользования парковкой;
  • и другие.

Платные парковки

В апреле 2022 года директор Проектного офиса комплексного развития транспортной системы Ташкента при Министерстве транспорта Узбекистана Мурад Абидов заявлял о намерении города ввести платную парковку на 10 пилотных улицах Ташкента до 1 ноября.

В ноябре реализацию реформ перенесли на конец года. Тогда же Управление транспорта столицы опубликовало схемы размещения первых платных парковок. Для обслуживания 2251 машиноместа планировались установить 57 паркоматов, закупить 2 эвакуатора и 2 автомобиля с электронной системой контроля правил парковки и нарушений ПДД (паркон).

В декабре 2022 года хоким Ташкента своим решением одобрил создание первых придорожных парковок по ранее опубликованной схеме Управления транспорта. Организовать систему на основе государственно-частного партнёрства должна была компания Kasy Park, установив на пилотных улицах паркоматы.

В феврале 2023 года президент Узбекистана заявил о планах внедрить платную парковку на 10 тысяч машиномест уже на 20 улицах города.

«Газета.uz» ранее неоднократно писала о проблемах хаотичной парковки в Ташкенте. Автомобили занимают общественные пространства, перекрывают путь пешеходам на тротуарах, мешают движению общественного транспорта, блокируя подъезды к остановкам и выделенные полосы.

Мы также публиковали интервью с представителем компании, выигравшей тендер на организацию платной парковки.