В Узбекистане пострадавшим детям в рамках дела о сиропе «Док-1 Макс» оказывается «гарантированная медицинская помощь от государства». Об этом 21 октября сообщил исполняющий обязанности министра здравоохранения Асилбек Худаяров на полях Недели международного сотрудничества, передаёт корреспондент «Газеты.uz».
По его словам, в министерстве имеется список детей, ставших инвалидами после приёма «Док-1 Макс» и других лекарств. Асилбек Худаяров заявил, что Минздрав также навещает их. И. о. министра добавил, что расследование и следствие по этому делу ещё не завершены.
Недавно «Газета.uz» поговорила с родителями этих детей. Они рассказали, что по делу «Док-1 Макс» родным погибших и пострадавших по решению суда должны выплатить 75,6 млрд сумов, но пока выплачено только 2,5 млрд. Судьба оставшейся суммы неясна, в то время как родители детей, нуждающихся в постоянном лечении, испытывают финансовые трудности.
Корреспондент издания на мероприятии задал и. о. министра вопросы по следам этого материала.
— Вы поддерживаете контакт с детьми, ставшими инвалидами после события с «Док-1 Макс»? Есть ли у вас информация о них?
— Да, мы держим с ними связь, и тем, у кого есть последствия [после отравления лекарством], оказывается гарантированная медицинская помощь. Расследование по этому делу продолжается.
— [В интервью «Газете.uz"] родители заявили, что лечение детей, ставших инвалидами, в Узбекистане обходится очень дорого. Планируется ли им оказать бесплатное лечение за счёт государства, помочь им встать на ноги?
— Как исполняющий обязанности министра я могу сказать, что у некоторых болезней бывают последствия, которые приводят к инвалидности, вызывая органические или физиологические нарушения. Если нарушение физиологическое, его можно исправить. Если оно органическое, нам нужно бороться с его последствиями.
— [Что касается компенсации пострадавшим], было вынесено судебное решение. Какую помощь оказывает Министерство здравоохранения после этого?
— Им оказывается помощь, и по каждому из них имеется отдельный список.
— Но от родителей поступают жалобы в «Газету.uz»…
— Если вы предоставите нам копии жалоб этих родителей в [Министерство здравоохранения], мы их рассмотрим.
— То есть у вас нет контакта с родителями?
— Контакт есть. Возможно, возникло недопонимание.
— Но почти все они выражают недовольство.
— Факты?
— Да, об этом был материал в «Газете.uz».
— Предоставьте мне [этот материал] лично.
Предыстория
В конце 2022 года в Узбекистане произошло массовое отравление детей лекарственными средствами «Док-1 Макс» и «Амбронол», произведёнными индийской компанией Marion Biotech. По официальной информации, в результате умерли 68 детей, минимум 18 детей остались инвалидами.
Судебное разбирательство, начавшееся в августе 2023 года и продлившееся полгода, завершилось решением о взыскании морального ущерба: по 1 млрд сумов для законных представителей 68 погибших детей и 4 детей с тяжёлыми последствиями для здоровья, по 500 млн сумов — для 4 детей с удовлетворительным состоянием и по 200 млн сумов — для 8 детей, состояние которых улучшилось.
В апреле этого года в ходе апелляционного процесса учредитель фармкомпании Jurabek Laboratories Мунира Кариева, мать одного из осуждённых, бывшего главы Агентства по развитию фармацевтической отрасли Сардора Кариева, предложила выплатить компенсацию в размере 75,6 млрд сумов в обмен на смягчение наказания и освобождение сына.
До вынесения окончательного решения суда компания перевела на депозит 2,5 млрд сумов. Суд распорядился распределить эту сумму между законными представителями пострадавших. Остальная часть суммы не была переведена, так как апелляционный суд оставил в силе приговор суда первой инстанции и не принял решение в пользу Сардора Кариева.
Родители, чьи дети стали инвалидами из-за лекарства, рассказали, что 2,5 млрд сумов, переведённые представителями Кариева, были распределены между пострадавшими в августе, но остаётся неясным, когда будет выплачена остальная часть компенсации. Родители переживают, что средства, необходимые для дальнейшего лечения их детей, могут не быть взысканы. Они отчаялись, берут кредиты и влезают в долги, чтобы поддержать лечение своих детей.