27 октября в Узбекистане состоятся выборы депутатов в Законодательную палату Олий Мажлиса и кенгаши народных депутатов областей, городов и районов. Это четвёртое крупное политическое событие за последние четыре года — после выборов президента 2021 года, а также досрочных президентских выборов и конституционного референдума 2023 года. Выборы впервые пройдут по новой избирательной системе. «Газета.uz» публикует инструкцию к выборам.

Что такое парламент, кенгаш и зачем они нужны?

Парламент Узбекистана, или Олий Мажлис, — это высший орган законодательной власти в стране. Одна из главных задач парламента — разработка, обсуждение и принятие законов, которые регулируют жизнь страны и граждан.

Парламент контролирует работу исполнительной власти — правительства, утверждает бюджет страны и следит за его исполнением. В случае необходимости он может выражать недоверие правительству или его отдельным членам.

Каждый год парламент обсуждает и утверждает бюджет страны, распределяя государственные ресурсы для финансирования различных сфер — здравоохранения, образования, инфраструктуры и других.

Парламент участвует в назначении кандидатов на такие должности, как председатель Центрального банка, судьи Конституционного и Верховного судов и других высокопоставленных лиц, а также премьер-министра и министров.

Кенгаш народных депутатов — это представительный орган местного самоуправления, который существует на уровне областей, районов и городов. Депутаты в кенгаш избираются населением соответствующего региона. Каждый кенгаш занимается решением вопросов, касающихся своего региона, и имеет определённые полномочия в сфере управления жизнью региона.

Кенгаши утверждают местные бюджеты и следят за их исполнением. Они распределяют финансовые ресурсы на местные программы и проекты.

Местные депутаты решают вопросы, связанные с благоустройством, развитием инфраструктуры, здравоохранения, образования, транспорта и других аспектов жизни района, города или области.

Кенгаши должны контролировать работу хокимов (глав исполнительной власти в областях, городах и районах), отслеживая, как исполняются законы и принятые решения.

В некоторых случаях кенгаши могут участвовать в процессе назначения или освобождения от должности руководителей местных организаций и учреждений, которые находятся в ведении местного самоуправления.

Каким бывает парламент? И какой он в Узбекистане?

Парламенты могут быть однопалатными и двухпалатными. В Узбекистане парламент двухпалатный, он состоит из Законодательной палаты (нижней палаты) и Сената (верхней палаты).

В Законодательной палате 150 депутатов. Срок полномочий депутатов Законодательной палаты составляет пять лет.

Сенат состоит из 65 членов, из которых 56 избираются и 9 назначаются президентом. Раньше их число составляло 100 человек, из которых 16 назначались главой государства.

По 4 сенатора избираются от Каракалпакстана, каждой области и города Ташкента. Это происходит через тайное голосование на совместных заседаниях депутатов местных представительных органов (Жокаргы Кенеса Каракалпакстана и кенгашей народных депутатов областей и Ташкента).

Чтобы стать сенатором, кандидат должен получить более 50% голосов присутствующих депутатов на этих заседаниях

Президент Узбекистана назначает 9 сенаторов из числа авторитетных граждан, обладающих значительным опытом и заслугами в различных областях, таких как наука, искусство и производство.

В чем разница между одно- и двухпалатным парламентом?

В однопалатном парламенте все решения принимаются одной группой депутатов. В двухпалатном — проекты законов проходят через две палаты, что в теории позволяет глубже рассматривать законодательные инициативы и учитывать больше мнений.

Чем отличаются полномочия депутатов парламента от полномочий сенаторов?

Депутаты Законодательной палаты разрабатывают и принимают законы, представляют интересы избирателей, а также контролируют работу исполнительной власти.

Сенаторы утверждают или отклоняют законы, предложенные депутатами, и представляют интересы регионов на национальном уровне.

Каких депутатов будут избирать граждане?

На предстоящих выборах граждане Узбекистана будут голосовать и за депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса, и за депутатов местных кенгашей (областных, городских и районных).

Депутаты Законодательной палаты принимают законы, которые влияют на всю страну. Депутаты кенгашей решают вопросы местного значения, такие как строительство, благоустройство, бюджет местных районов и другие локальные вопросы.

Какие политические партии участвуют в выборах

На выборах в Законодательную палату участвуют пять зарегистрированных в стране политических партий. Их список:

  • Либерально-демократическая партия Узбекистана (УзЛиДеП);
  • Демократическая партия «Миллий тикланиш»;
  • Экологическая партия Узбекистана;
  • Народно-демократическая партия Узбекистана (НДПУ);
  • Социал-демократическая партия «Адолат».

Кто может стать депутатом?

Кандидатом в депутаты может стать гражданин Узбекистана, соответствующий требованиям, установленным Избирательным кодексом.

Правом быть избранным в Законодательную палату обладают граждане, достигшие 25 лет (для кенгашей — 21 года) и постоянно проживающие на территории Узбекистана не менее 5 лет.

Не подлежат регистрации кандидатами в депутаты:

  • граждане, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершенные тяжкие либо особо тяжкие преступления;
  • граждане, которые последние 5 лет до дня выборов постоянно не проживали на территории Узбекистана;
  • военнослужащие вооружённых сил, сотрудники Службы государственной безопасности, Национальной гвардии, Министерства внутренних дел, Государственного таможенного комитета, других военизированных подразделений;
  • профессиональные служители религиозных организаций и объединений.

Что в первую очередь гражданину нужно знать о кандидатах и выборах?

Гражданам важно изучить программы кандидатов и партий, понять, какие проблемы они намерены решать и как они будут представлять интересы избирателей.

На сайте e-saylov.uz/all-candidates можно ознакомиться со списком всех кандидатов (на узбекском языке).

Для этого нужно выбрать раздел Deputatlikka nomzodlar ro‘yxati (Список кандидатов в депутаты), нажать на кнопку Nomzodlar ro‘yxatini ko’rish (Просмотреть список кандидатов). Затем нужно настроить фильтр:

Saylov turi (Вид выборов):

  • Oliy Majlis Qonunchilik palatasi saylovi (Выборы в Законодательную палату);
  • Qoraqalpog‘iston Respublikasi Jo‘qorg‘i Kengesiga saylov (Выборы в Жокаргы Кенес Каракалпакстана);
  • Xalq deputatlari viloyatlar va Toshkent shahar Kengashlariga saylov (Выборы в кенгаши областей и города Ташкента);
  • Xalq deputatlari tuman va shahar Kengashlariga saylov (Выборы в кенгаши районов и городов).

При нажатии на Выборы в Законодательную палату нужно выбрать систему выборов: Saylov okruglari bo’yicha nomzodlar (Кандидаты по округам) и Partiya ro’yxati bo’yicha nomzodlar (Кандидаты по партийным спискам).

Затем нужно выбрать одну из партий, после чего отобразится список всех кандидатов от конкретной партии. Кандидатов также можно искать через поисковик в верхнем правом углу (nomzodlarni qidirish).

Если нажать на отдельного кандидата, участвующего в выборах в Законодательную палату, то отобразится его биография и часть программы. По кандидатам в Жокаргы Кенес и местные кенгаши показываются доступны только имена, фотографии, дата и место рождения.

Партии в своих социальных сетях и на сайтах также публикуют информацию о кандидатах в Законодательную палату.

«Газета.uz» обратилась в несколько партий, где сообщили, что сведения о кандидатах в кенгаши можно найти на баннерах, размещённых на улицах. В одной партии сказали, что рассмотрят возможность публикации списка кандидатов в кенгаши на сайте.

Программы партий и их платформы

Большинство кандидатов во время предвыборной кампании ориентируются на программы своих партий, иногда включая свои инициативы касательно развития района или страны.

Программы партий, доступные онлайн:

«Газета.uz» публиковала выдержки из дебатов между руководителями партий, которые отвечали на вопросы соперников, а также сравнение программ партий.

Чем отличается новая избирательная система?

До сих пор выборы в Законодательную палату проходили по мажоритарной системе, когда голосовали за конкретных депутатов. То есть победителем на выборах становился кандидат, который набрал более половины голосов.

В этом году парламентские выборы впервые в истории пройдут по смешанной системе, которая сочетает мажоритарный и пропорциональный методы. В отличие от мажоритарной системы, где избиратели голосуют за конкретных кандидатов, в пропорциональной системе граждане голосуют за политические партии. Каждая партия составляет партийный список кандидатов, и по итогам выборов в парламент проходят те кандидаты, чья партия набрала достаточное количество голосов.

Мандаты в парламенте распределяются пропорционально количеству голосов, полученных каждой партией. Чем больше голосов набрала партия, тем больше мест в Законодательной палате она получает.

Таким образом, на этих выборах 75 депутатов избираются по мажоритарной системе в одномандатных округах, а остальные 75 — по пропорциональной системе на основе партийных списков.

Как будут распределены места в мажоритарной системе?

Как отмечалось выше, 75 депутатов будут избираться по одномандатным округам в рамках мажоритарной системы. Округа формируются на основе численности избирателей, чтобы обеспечить равномерное представительство. Депутат от Мирзо-Улугбекского района Ташкента может представлять также и соседние районы, так как каждый округ включает несколько населённых пунктов.

В стране зарегистрировано свыше 19,8 миллиона избирателей, и их количество распределяется по округам таким образом, чтобы каждый округ представлял приблизительно одинаковое количество граждан.

Для избрания 75 депутатов будет сформировано 75 одномандатных округов. Чтобы рассчитать, сколько избирателей должно приходиться на один округ, нужно разделить общее количество избирателей на число округов: 19,8 миллиона / 75 = около 264,6 тысячи избирателей на один округ.

В Ташкенте зарегистрировано 1,88 миллиона избирателей, в городе имеется 6 округов. Для сравнения: в Ташкентской области — 7 округов, а в Навоийской — 3.

Согласно изменениям, теперь избранным считается кандидат, получивший по отношению к другим кандидатам наибольшее число голосов избирателей. То есть теперь не нужно набирать более 50% голосов, поэтому проведение второго тура не предусмотрено.

Как будут распределены места в пропорциональной системе?

75 мест в Законодательной палате будут распределены по пропорциональной системе на основе партийных списков. Каждая партия включила в список по 100 кандидатов.

Предположим, что на выборах в Законодательную палату проголосовало 13,125 миллиона из 19,8 миллиона зарегистрированных избирателей (явка — 66%).

Избирательный порог для получения мест в парламенте составляет 7%. Чтобы партия могла получить мандаты, ей нужно набрать минимум 7% от общего количества голосов (в нашем примере — 918,75 тысячи).

Для простоты примера — сколько голосов получила каждая партия:

  • Партия «А» — 2 975 000 голосов
  • Партия «Б» — 2 800 000 голосов
  • Партия «В» — 2 625 000 голосов
  • Партия «Г» — 2 450 000 голосов;
  • Партия «Д» — 2 275 000 голосов.

В итоге все пять партий преодолели нужный порог.

Далее определяется избирательный коэффициент — делением общего количества голосов на количество мест (75): 13 125 000 / 75 = 175 000.

Теперь делим количество голосов, набранных каждой партией, на избирательный коэффициент (175 000), чтобы получить количество мест, которое они сразу могут получить.

  • Партия «А» — 2 975 000 / 175 000 = 17;
  • Партия «Б» — 2 800 000 / 175 000 = 16;
  • Партия «В» — 2 625 000 / 175 000 = 15;
  • Партия «Г» — 2 450 000 / 175 000 = 14;
  • Партия «Д» — 2 275 000 / 175 000 = 13;

Сколько мест всего было распределено: 17 + 16 + 15 + 14 + 13 = 75 мест.

Все 75 мандатов распределяются без остатка, так как партии получили целое число мест без остатков. Если кандидат отказывается от полномочий или его место освобождается, депутатом регистрируется кандидат, идущий следом в партийном списке.

В списках некоторых партий можно увидеть действующих министров, которые могут отказаться от избрания депутатом и уступить свои места другим кандидатам.

Как найти свой избирательный участок?

Проголосовать можно на избирательном участке по месту постоянного или временного проживания. Студенты, которые учатся не в своём регионе, голосуют на избирательных участках, организованных при вузе.

Найти свой избирательный участок можно на сайте Центральной избирательной комиссии или на ЕПИГУ, указав серию и номер паспорта, а также дату рождения.

День выборов

Согласно Избирательному кодексу, голосование проводится с 8:00 до 20:00. Голосование в иностранных государствах проводится с 8:00 до 20:00 по местному времени.

В избирательный участок нужно прийти с одним из документов, удостоверяющих личность:

  • паспорт гражданина или ID-карта;
  • заграничный паспорт;
  • военное удостоверение;
  • национальное водительское удостоверение нового образца;
  • временная справка, выданная органами внутренних дел гражданам, потерявшим гражданский паспорт.

По прибытии в избирательный участок избиратель предъявляет члену участковой избирательной комиссии документ, удостоверяющий его личность, и расписывается в списке избирателей.

Те, чьи фамилии по каким-либо причинам не были включены в список избирателей, на основании документа, удостоверяющего личность, гражданство и местожительство, могут быть включены в приложение к списку избирателей.

После регистрации гражданину выдаётся избирательный бюллетень. Каждый избиратель голосует за себя. Запрещается выдавать бюллетень тем, кто хочет проголосовать за другого человека, включая членов семьи.

По просьбе избирателя для заполнения бюллетеня могут быть предоставлены трафареты, изготовленные на основе азбуки Брайля.

Как голосовать?

Образцы бюллетеней. Нажмите для увеличения.Образцы бюллетеней. Нажмите для увеличения.

В день выборов избирателю предоставят четыре бюллетеня для голосования. Цвета бюллетеней для каждого вида выборов разные: для одномандатного избирательного округа Законодательной палаты — светло-голубого цвета, для единого избирательного округа — светло-зелёного, для голосования по выборам депутатов областного и Ташкентского городского кенгашей народных депутатов — светло-жёлтого, а для выборов депутатов районного и городского кенгашей — светло-серого.

В первом бланке нужно будет выбрать конкретного депутата в Законодательную палату (мажоритарная система), во втором — партию (пропорциональная система), а в следующих двух проголосовать за кандидатов в депутаты в областные и районные (городские) кенгаши.

После получения бюллетеня избиратель заполняет его в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении запрещается присутствие других лиц, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину другое лицо по своему усмотрению, за исключением лиц, входящих в состав избирательной комиссии, наблюдателей и представителей СМИ.

Избиратель ставит знак «+» или «√» либо «х» в пустом квадрате, расположенном справа напротив фамилии кандидата или партии, за которого он голосует.

Важно: Если избиратель ставит знак «+» или «√» либо «х» в более чем одном квадрате или если все квадраты оставлены пустыми, избирательный бюллетень считается недействительным и не будет учитываться при подсчёте голосов.

По просьбе избирателя испорченный бюллетень может быть заменён новым. Испорченные бюллетени подлежат учёту, погашению (путём резки левого верхнего угла) и хранятся отдельно.

Что делать, если участок в другой области, а избиратель находится в Ташкенте?

В список избирателей включаются граждане, достигшие ко дню или в день выборов 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории избирательного участка.

Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления за пятнадцать дней до выборов. Избирательные комиссии могут вносить изменения в списки, но этот процесс прекращается за пять дней до выборов.

То есть избиратели, у которых постоянный адрес проживания зарегистрирован в других областях, должны были до 22 октября обратиться в участок по месту текущего проживания (например, Ташкент), чтобы включить своё имя в список.

При этом в ЦИК «Газете.uz» уточнили, что в день выборов граждане могут проголосовать и на других участках, однако необходимо заполнить заявление на имя председателя участковой избирательной комиссии, чтобы их включили в приложение к списку избирателей. Необходимо предоставить документ, удостоверяющий личность, гражданство и место жительства (регистрация по месту постоянного проживания или временного пребывания на территории данного избирательного участка).

Форма заявления.Форма заявления.

После этого секретарь комиссии проверяет наличие избирателя в Едином электронном списке избирателей. Исходя регистрации по месту постоянного или временного места жительства избирателя, секретарь решает вопрос о включении или невключении его в список избирателей данного избирательного участка.

Он связывается с председателем избирательной комиссии участка, на котором числится избиратель, и уточняет, голосовал ли он. Если установлено, что избиратель не голосовал, секретарь информирует председателя комиссии о том, что избиратель будет внесён в дополнительный список на данном избирательном участке. В случае отсутствия возможности связаться с председателем, комиссия обращается к рабочей группе для выполнения этих действий.

Отказ во включении в дополнительный список избирателей возможен в следующих случаях:

  • если избиратель уже проголосовал на другом участке;
  • если избиратель обратился в участковую избирательную комиссию не по месту постоянного или временного проживания.

Процедура описана в 63-м пункте решения ЦИК (№1343) от 2 июля.

Можно ли фотографировать избирательный бюллетень?

Запрета на фотографирование своего бюллетеня или избирательного участка (снаружи или изнутри, в том числе в кабинке или комнате для голосования) нет.

Однако публиковать фото бюллетеня в социальных сетях категорически запрещается, поскольку это «нарушает принцип тайного голосования». 2 июля Центризбирком принял решение о запрете фото- и видеосъёмки бюллетеня и распространения кадров, в том числе в соцсетях.

Можно ли голосовать за разных кандидатов от разных партий?

Да, граждане могут голосовать за кандидатов от разных партий на разных уровнях — в районных, областных кенгашах и Олий Мажлисе, так как каждый уровень выборов представляет разные интересы и задачи.

Что если партия, за которую вы голосовали, набрала мало голосов?

Если партия набрала мало голосов, то в парламент пройдут меньше её представителей. Однако другие партии, которые прошли в парламент, будут принимать законы, и их депутаты будут обязаны работать на благо всех граждан.

В Законодательной палате для принятия обычных законов необходимо более половины голосов, то есть минимум 76 голосов (половина от 150 + 1). При принятии Конституции или конституционных законов, а также при внесении изменений в них, требуется две трети голосов, что составляет минимум 100 голосов. То есть партии, имеющие мало мест в парламенте, могут объединяться в коалиции, чтобы продвигать инициативы своих избирателей.

Есть ли смысл изначально голосовать за сильную партию, чтобы она наверняка могла представлять ваши интересы?

Выбор партии должен основываться на её программе и приоритетах, а не только на шансе её победы. Важно поддерживать ту партию, которая наилучшим образом отражает ваши взгляды и интересы.

Работа депутатов кенгашей оплачивается?

Депутаты местных кенгашей работают на общественных началах, поскольку их деятельность носит локальный характер. Это позволяет им сохранять свою основную оплачиваемую работу, сочетая её с депутатскими обязанностями. Ранее обсуждалось предложение, чтобы в кенгашах районов или городов работали по 2−3 депутата на постоянной основе и получали зарплату из местного бюджета, но пока такой документ не принят.

Могут ли депутаты Олий Мажлиса работать на другой работе?

Нет. Закон запрещает депутатам Законодательной палаты совмещать свою работу с другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, творческой и педагогической. Это необходимо для предотвращения конфликтов интересов и максимальной концентрации на законодательной работе.

Могут ли на депутатское кресло претендовать независимые кандидаты?

Кандидаты в президенты и депутаты в Узбекистане могут выдвигаться только политическими партиями. Возможность выдвижения кандидатов инициативными группами избирателей существовала до июля 2009 года.

Тем не менее, независимые лица могут быть избраны в парламент. Пока не напрямую, а через партийные списки партий, куда разрешено включать беспартийных кандидатов.

Насколько важна явка на выборах? Могут ли выборы не состояться?

Явка очень важна. Если явка избирателей будет низкой, в частности, если в них приняло участие менее 33% избирателей, внесённых в список избирателей, выборы признаются несостоявшимися.

Выборы по единому избирательному округу также признаются несостоявшимися, если ни одна из политических партий, участвовавших в выборах по единому избирательному округу в Законодательную палату, не набрала минимум 7% голосов избирателей, принявших участие в выборах.

Выборы в целом или по отдельным избирательным округам (территориям) либо по отдельным избирательным участкам могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе выборов нарушений, повлиявших на итоги голосования. Решение об этом принимается Центральной избирательной комиссией и может быть обжаловано в Верховном суде.

Что происходит после выборов?

После завершения выборов депутатов в Узбекистане начинается процесс формирования нового состава органов власти.

После выборов депутатов Олий Мажлиса правительство, включая премьер-министра и министров, складывает свои полномочия перед вновь избранным парламентом. Это стандартная процедура, направленная на перезапуск исполнительной власти после обновления законодательного органа.

Перезапуск правительства и его переформирование после выборов необходимы для обеспечения согласованности между законодательной и исполнительной властью. Новый состав парламента может влиять на политический курс страны, и правительство должно работать в согласии с новыми политическими приоритетами, определёнными депутатами, представляющими интересы избирателей.

В течение месяца после формирования нового парламента президент Узбекистана после проведения консультаций со всеми фракциями политических партий вносит кандидатуру премьер-министра на рассмотрение Законодательной палаты.

Кандидат представляет программу действий Кабинета министров на ближайшую и долгосрочную перспективу. Его кандидатура считается одобренной, если за неё будет подано более половины голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты.

В случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур на должность премьера президент сам назначает премьер-министра и вправе распустить Законодательную палату.

После одобрения премьер-министра начинается формирование нового состава правительства.

Члены Кабинета министров (заместители премьер-министра и министры) назначаются на должность президентом после одобрения их кандидатур нижней палатой парламента. Для этого им нужно получить более половины голосов депутатов.

Обновление правительства: всегда ли приходят новые кандидаты?

Не всегда после выборов происходит полная замена всех министров. Часто многие министры остаются на своих должностях, особенно если их работа была оценена положительно и они соответствуют политическому курсу нового правительства.

Тем не менее, некоторые министры могут быть заменены в зависимости от политических приоритетов и задач, стоящих перед новым составом парламента и правительства.

После прошлых выборов в 2020 году депутаты одобрили кандидатуры всех 35 представленных министров и вице-премьеров (мы писали, как проходил процесс голосования).

В каком случае сенатора или депутата могут лишить полномочий? Бывали ли уже подобные случаи?

Полномочия депутата или сенатора прекращаются досрочно в случаях:

  • письменного заявления о сложении им своих полномочий;
  • избрания или назначения его на должность, занятие которой по закону несовместимо с осуществлением полномочий депутата, сенатора;
  • вступления в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда;
  • занятия депутатом, сенатором, работающим в Сенате на постоянной основе, другими видами оплачиваемой деятельности (кроме научной, творческой и педагогической деятельности) после получения предупреждения о недопустимости занятия соответствующими видами оплачиваемой деятельности;
  • неучастия без уважительных причин 30 или более рабочих дней в течение одного календарного года в деятельности соответствующей палаты, фракции политической партии, комитета, комиссии, в состав которых он избран;
  • получения вида на постоянное жительство иностранного государства или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства;
  • выхода депутата, избранного на основе списка партии, из членства политической партии, выдвинувшей его кандидатом в депутаты;
  • его отзыва;
  • признания его судом недееспособным;
  • признания его безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;
  • утраты им гражданства Узбекистана;
  • его смерти;
  • роспуска палаты.

Досрочное прекращение полномочий депутата Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов, избранного сенатором, влечёт за собой прекращение его сенаторских полномочий.

В исключительных случаях полномочия депутата или сенатора могут быть прекращены досрочно по решению, соответственно, Законодательной палаты и Сената. Основанием для рассмотрения такого вопроса может быть поведение, порочащее высокое звание депутата или сенатора.

С каким депутатом может взаимодействовать гражданин?

Обычный гражданин может взаимодействовать как с депутатами местных кенгашей, которые решают локальные вопросы, такие как благоустройство, так и с депутатами Законодательной палаты, которые могут представлять их интересы на национальном уровне.

Чем депутат может помочь обычному человеку?

Депутаты могут помочь в решении локальных проблем, таких как ремонт дорог, строительство школ, защита прав граждан, а также в разработке законодательных инициатив, которые могут улучшить качество жизни населения.

Как можно отслеживать работу депутатов и партий?

Работа депутатов и партий должна быть открыта для общественного контроля. Это можно сделать через СМИ, официальные сайты или социальные сети, где публикуются отчёты и новости о деятельности депутатов и партий.

В частности, на сайте Законодательной палаты можно изучить, какие высказывания и статьи публикует тот или иной депутат. Некоторые парламентарии активно ведут социальные сети и публикуют информацию о встречах с избирателями.

В зарубежных странах также публикуется информация, как проголосовал тот или иной депутат по конкретному закону. В Узбекистане депутаты принимают законы путём тайного голосования.

Подготовил Шухрат Латипов