В первой половине 2024 года в Узбекистане наблюдалось снижение темпов роста цен на автомобили. Об этом говорится в обзоре Центрального банка о финансовой стабильности.
По данным регулятора, разрыв между рыночными и фундаментальными («справедливыми») ценами на автомобили продолжает сокращаться. По итогам первой половины 2024 года эта разница уменьшилась на 44% по сравнению с началом года.
Рыночная цена — это текущая цена автомобиля на рынке, которая складывается под влиянием спроса и предложения, а также временных факторов. Например, дефицит машин, высокая потребительская активность или ограничения на импорт могут вызвать рост рыночных цен выше их фундаментального уровня. Рыночные цены также могут изменяться из-за сезонных колебаний, акций, скидок или инфляционных ожиданий.
Фундаментальная цена — это более стабильная, долгосрочная оценка стоимости автомобиля, основанная на его реальной ценности. Она определяется на основе себестоимости производства, транспортировки, налогообложения и средней маржи автодилеров, но не включает временные или спекулятивные факторы. Фундаментальная цена лучше отражает экономически обоснованную стоимость автомобиля.
Объём предложения на авторынке вырос благодаря увеличению производства легковых автомобилей внутри страны на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, а также значительному росту импорта. Это привело к некоторому снижению цен на легковые автомобили, что, в свою очередь, сократило разрыв между рыночной и фундаментальной стоимостью автомобилей на фоне роста доходов населения, отметили в ЦБ.
Снижение покупательной способности населения сказалось на уровне спроса на авторынке. В первом полугодии средняя ставка по автокредитам возросла на 3,8 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а средний объём автокредита на одного заёмщика увеличился на 6,1%. В свою очередь, рост ставок по автокредитам и небольшое сокращение сроков их погашения ограничивают возможность покупки машин с использованием автокредита.
Сокращение объёмов автокредитования отразилось на снижении темпов роста цен на автомобили. Банки несколько ужесточили условия выдачи кредитов на покупку машин: средний срок уменьшился на 0,3 года и в январе-июне составил 4,1 года.
К тому же общий объём автокредитов, выданных банками, значительно снизился. В частности, по итогам первого полугодия на автокредиты было выделено 8,9 трлн сумов, что в 2,1 раза меньше, чем за аналогичный период 2023 года. В результате темпы роста цен на транспортные средства замедлились, и за период с 1 июля 2023 года по 1 июля 2024 года цены выросли на 3,2%.
По данным регулятора, снижение числа сделок купли-продажи авто, наряду с падением спроса, может быть связано с увеличением платы за регистрацию транспортных средств. Напомним, с 1 апреля платежи за регистрацию и перерегистрацию автомобилей увеличились сразу в 68 раз — с 34 тысяч до 2,32 млн сумов (сейчас — 2,56 млн сумов), а электромобилей — в 15 раз. Уже в мае глава МВД своим приказом вернул прежнюю ставку в 10% БРВ за перерегистрацию автомобилей, но платежи за регистрацию остались без изменений.
В результате в первом полугодии количество договоров, заключённых в нотариальных конторах, сократилось на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года и составило 442,8 тысячи сделок. В июне продажи автомобилей упали до минимального показателя с декабря 2021 года.
На авторынке появилось дополнительное предложение за счёт роста количества как импортируемых автомобилей, так и легковых машин, произведённых в Узбекистане. В первые шесть месяцев было произведено 177 тысяч автомобилей (не включая специальные легковые автомобили), что на 9,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Кроме того, объём импорта легковых автомобилей увеличился на 22% и составил 36 тысячи машин.
В кредитном портфеле банков уменьшился уровень концентрации автокредитов. На конец первого полугодия этот показатель оказался ниже 1500, что на 1004 пункта меньше, чем в аналогичный период 2023 года.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) показывает уровень концентрации на рынке банковских услуг в зависимости от уровня конкуренции: низкая концентрация — ниже 1000, средняя концентрация — от 1000 до 1800, высокая концентрация — свыше 1800).
В кредитных портфелях большинства банков, где объём выдачи займов на покупку авто вырос более чем в 2 раза за год, доля автокредитования составляет менее 40%. Это свидетельствует о том, что риск концентрации, связанный с изменениями цен на автомобили, снизился и теперь затрагивает ограниченное число банков, указывает Центробанк.
В обзоре финансовой стабильности за первую половину 2023 года Центробанк выражал обеспокоенность ростом автокредитования, которое в разы превышает общие темпы роста кредитования.
В ЦБ отмечали, что это повышает уровень концентрации автокредитования, делая банки более уязвимыми к потрясениям и может привести к ухудшению дисциплины погашения кредитов и значительным потерям по кредитам во время кризиса или обесценивания автомобилей.
Высокие темпы роста автокредитования, вызванные смягчением банками требований к выдаче автокредитов, дополнительно стимулировали объем спроса на авторынке. Ограниченное внутреннее предложение в условиях высокого спроса и высокие таможенные ставки на импорт стали причиной роста цен и формирования автомобилей как одного из основных активов накопления. При этом по мере роста инвестиционной привлекательности автомобилей усиливаются спекуляции, отмечал ЦБ.
Коэффициент обслуживания долга по автокредитам по итогам первой половины 2023 года в сравнении с аналогичным периодом 2022 года вырос на 13 п. п. — с 56% до 69%, то есть заёмщики направляли в среднем такой процент своих доходов на погашение займа и процентов. По итогам шести месяцев 2024 года показатель обслуживания долга снизился до 55%.
После прошлогоднего заявления регулятора банкам ужесточили требования по автокредитам, а затем ввели показатели долговой нагрузки.