Высокие налоги и пошлины замедляют развитие автомобильного рынка в Узбекистане. Это следует из отчёта международной аудиторской компании KPMG Uzbekistan.

Исследование называет основными драйверами развития авторынка экономический рост и повышение доходов населения, развитие локального производства, включая запуск новых заводов (BYD, Exceed, Hyundai), государственная поддержка в виде льгот по НДС и акцизным налогам.

Среди других факторов — слаборазвитый общественный транспорт, который ограничивает мобильность населения особенно в отдалённых и пригородных районах, что вынуждает жителей приобретать личные авто.

Компания также приводит барьеры, мешающие развитию рынка. В их числе — высокие налоги (возросшие в десятки раз платежи за регистрацию и перерегистрацию авто) и таможенные сборы на импорт автомобилей и ограниченный доступ к автокредитованию. Нестабильное снабжение топливом и его низкое качестве в холодное время года приводят к увеличению затрат на обслуживание машин уменьшая их привлекательность для потребителей.

Что касается анализа рыночной практики ценообразования на первичном рынке, то при ввозе иномарки в Узбекистан, в зависимости от объёма двигателя, общая сумма таможенных платежей может достигать 70% и более от их стоимости. Сумма включает расходы на испытания и экологическую сертификацию (формирует 2−5% стоимости).

По данным KPMG, программы продажи в рассрочку увеличивает стоимость автомобиля на 10−15%. Общая маржа дилеров, заводов изготовителей и автосалонов может достигать 15% исходя от брендов и их маркетинговых политик.

Расходы на транспортировку и страхование автомобилей в зависимости от страны, откуда он транспортируется и его стоимости, могут варьироваться в пределах 2−10%. Расходы на рекламу оцениваются в 1−2%.

Стоимость автомобилей Chevrolet Cobalt и Damas является ключевым фактором при определении цен на автомобили в Узбекистане, считают в KPMG. Их роль как бенчмарков (ориентиров) обусловлена доминирующим положением на рынке (доля продаж в 2023 году — 55%), ценовой доступностью, господдержкой, влиянием на вторичный рынок.

На вторичном рынке при формировании цены автомобиля учитывается ряд факторов. В частности, цены на популярные автомобили эконом-класса Cobalt, Gentra и Damas из-за дефицита на первичном рынке в течение первых двух лет эксплуатации снижаются незначительно (часто не снижаются), тогда как автомобили премиум-класса теряют в стоимости 6% и более в год.

Место эксплуатации и продажи машины влияет на стоимость на 3−5%. Например, авто в Ташкенте стоят дороже, чем в регионах.

На цену также влияет сезон продажи. Например, зимой стоимость машины может снижаться из-за проблем с топливом, а осенью благодаря появлению свободных средств у населения наблюдается оживление рынка автомобилей, а также увеличение цен на 10% и более.

Автомобили белого цвета продаются быстрее и стоят на 3−5% дороже.

По оценкам вступление Узбекистана во Всемирную торговую организацию может привести к снижению ввозных тарифов на транспортные средства до 10,8%, а также повысить экспорт автомобилей на 7,3%, импорт — на 9,2%. Падение производства в случае присоединения к ВТО оценивается в 4,7%.

Ранее «Газета.uz» со ссылкой на данные Центробанка писала, что в январе-июне в Узбекистане наблюдалось снижение темпов роста цен на автомобили. Это произошло на фоне роста ставок по автокредитам, а также сокращения выдачи таких займов в 2,1 раза. Снижение активности на рынке может быть связано с повышением платы за регистрацию авто