Центральный банк Узбекистана на заседании 31 октября утвердил концептуальный проект основных направлений денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026—2027 годов.

Основной сценарий

Основной сценарий разработан исходя из условий по дальнейшему снижению глобальной инфляции, сохранению положительных темпов экономического роста в мире, формирования сырьевых цен на международных рынках на относительно высоком уровне, увеличения инвестиционного спроса в стране и активного продолжения реформ и структурных изменений.

В рамках данного сценария рост реального ВВП Узбекистана прогнозируется на уровне около 5,5−6% в 2025 году, 5,5−6,5% в 2026 году и 6−6,5% в 2027 году под влиянием относительно жёстких денежно-кредитных условий и фискальной консолидации (оптимизация расходов и доходов госбюджета).

За счёт обеспечения относительно-жёстких денежно-кредитных условий ожидается нормализация потребительского спроса и снижение инфляции до 6−7% в 2025 году.

Принимая во внимание ожидаемое очередное повышение регулируемых цен в апреле 2025 года и эффекты низкой базы в продовольственной инфляции в 2024 году появляются основания по достижению целевого уровня инфляции в 5% во второй половине 2026 года.

«Продление периода достижения цели означает постепенное снижение инфляции без негативного влияния на общую макроэкономическую стабильность исходя из текущих условий и инфляционных факторов», — отмечает ЦБ.

При этом планируется усилить скоординированные меры, направленные на снижение монетарных факторов инфляции и обеспечение устойчивой нисходящей траектории базовой инфляции.

Напомним, что Центральный банк начал переход к инфляционному таргетированию с 2020 года. Тогда была установлена постоянная цель по инфляции — достижение 5% к 2023 году. К 2022 году срок достижения целевого показателя 5% был перенесён на конец 2024 года, а в прошлом году этот срок сдвинулся на вторую половину 2025 года. Предстоящая отсрочка станет уже третьей.

На вопрос о том, почему сроки достижения таргета по инфляции откладываются, заместитель председателя Центрального банка Бехзод Хамраев сообщил, тарифы на газ и электроэнергию повышаются в два этапа, а не за один раз.

«Изначально мы планировали достичь таргета к 2023 году. Но из-за пандемии COVID-19 и последующей геополитической обстановки сроки были отложены до 2025 года… Срок достижения таргета может быть отложен до 2026 года, поскольку нас ждёт второй этап либерализации цен, запланированный на апрель следующего года» — сказал он в интервью «Газете.uz» 23 октября.

Альтернативный сценарий

Альтернативный сценарий был разработан с учётом сохранения текущих внутренних условий и усиления внешних рисков, в том числе формирования глобальной инфляции на высоком уровне в течение длительного времени, значительного снижения экономической активности в некоторых крупных экономиках и усиления фрагментации мировой экономики (разделения из-за роста протекционизма, политических разногласий и санкций), которые будут иметь негативные последствия для внутренней экономики.

В этом случае ожидается значительное негативное влияние внешних рисков на экономический рост. Для поддержания внутреннего спроса и минимизации потерь, вызванных снижением внешнего спроса, в этом сценарии предполагается использование фискальных мер — правительство, вероятно, будет наращивать внутренние инвестиции и поддержку (увеличение госрасходов) для стимулирования экономики.

В результате ожидается, что темпы экономического роста составят 5−5,5% в 2025 году, 5−6% в 2026 году и восстановятся до 5,5−6,5% в 2027 году.

На фоне некоторого снижения экономической активности и сохранения относительно жёстких денежно-кредитных условий общая инфляция ожидается на уровне 7−8% в 2025 году, около 6% в 2026 году и снизится до целевого уровня в 5% в первой половине 2027 года.

Если будет реализован альтернативный сценарий, то ЦБ рассмотрит ужесточение денежно-кредитных условий по сравнению с основным сценарием, в частности, может повысить основную ставку.

Рисковый сценарий

В рисковом сценарии учитывалось негативное влияние изменения климата в регионе на производственные показатели, усиление фискальных стимулов в условиях ограниченного производства, а также вероятность возникновения рисков со стороны несоответствия предложения и спроса на энергоресурсы, которые могут стимулировать инфляцию.

Под влиянием этих рисков ожидается, что общая инфляция составит около 8−9% в 2025 году, 7−8% в 2026 году и достигнет целевого показателя в 5% в конце 2027 года.

В этом сценарии для снижения инфляционного давления монетарные условия будут ужесточены и основная ставка Центрального банка будет повышена. Также совместно с правительством будут усилены меры по снижению влияния немонетарных факторов на инфляцию.

При любом сценарии макроэкономического развития меры денежно-кредитной политики направлены на обеспечение стабильности цен — основной цели Центрального банка, в частности, на снижение инфляции до целевого показателя в 5% и стабилизацию её на данном уровне.

Монетарные факторы инфляции связаны с денежной политикой и количеством денег в экономике. Когда денег становится больше, а товаров столько же, цены начинают расти. Например, если Центробанк снижает процентные ставки, кредиты становятся дешевле, люди и бизнесы занимают больше денег и начинают тратить их, что повышает спрос и ведёт к росту цен.

Немонетарные факторы инфляции связаны с внешними условиями, которые влияют на цены независимо от денежной массы (рост затрат на производство, сезонные факторы, глобальные кризисы и перебои в поставках).

«При любом сценарии макроэкономического развития меры денежно-кредитной политики направлены на обеспечение стабильности цен — основной цели Центрального банка, в частности, на снижение инфляции до целевого показателя в 5% и стабилизацию её на данном уровне», — указал регулятор.

При этом для повышения влияния мер денежно-кредитной политики в ближайшие годы:

  • для обеспечения эффективной трансмисии решений денежно-кредитной политики в экономику будет совершенствоваться операционный механизм и межбанковские денежные рынки;
  • будет расширен спектр моделей краткосрочного прогнозирования, параметры моделей среднесрочного прогнозирования будут пересмотрены и адаптированы к текущим экономическим реалиям;
  • для сбалансирования кредитной активности будут активно использоваться в координации друг с другом меры денежно-кредитной и макропруденциальной политики;
  • будет продолжено осуществление прозрачной коммуникации денежно-кредитной политики, а расширение каналов связи и увеличение объёма публикации статистических данных будут одними из основных направлений.