В Ташкенте в субботу представили концепцию реконструкции площади Чорсу, одной из важнейших частей которой станет демонтаж гостиницы «Чорсу» и строительство на её месте нового современного отеля.
«Газета.uz» накануне кратко сообщала о проекте. Наш корреспондент Виктория Абдурахимова, посетившая презентацию, а также здание гостиницы «Чорсу», приводит дополнительные подробности проекта и мнения как разработчиков, так и столичных архитекторов.
Площадь Чорсу расположена в Старом городе, исторической части столицы, на пересечении проспектов Алишера Навои, Беруни и улицы Самарканд дарвоза.
Архитектурной доминантой площади является 23-этажное здание гостиницы «Чорсу», которую построили по проекту архитектора Владимира Спивака в 1982 году. Функционировала она относительно недолго.
В начале 2000-х гостиничный комплекс «Чорсу» закрылся на реконструкцию — соответствующее постановление Кабинета министров Узбекистана вышло осенью 2002 года. В 2005-м документ был признан утратившим силу. Проект реконструкции, в котором участвовала турецкая фирма «Эмсаш», реализовать не удалось. Как и последующие в 2010, 2016, 2018 и 2022 годах — интерес к гостиничному комплексу проявляли инвесторы из Южной Кореи, Японии, Турции и ОАЭ.
Затянувшееся ожидание привело к печальным последствиям: обветшанию и частичному разрушению несущих железобетонных конструкций, которые годами подвергались внешнему воздействию (ветрам, осадкам, перепадам температур), а также утрате оригинальных частей здания: фрагментарной — фасадов и полной — интерьеров.
Будущая реконструкция площади Чорсу поставит точку в судьбе некогда символа Ташкента, чей бетонный остов замыкает перспективу улицы Навои — гостиница «Чорсу» будет демонтирована. В предварительном техническом обследовании здания, которое группа проектировщиков компании Invest Proekt Servis проводила с июля по октябрь этого года, указывается, что «усиление конструкций и приведение их к условиям нормальной эксплуатации» считается нецелесообразным.
Начальник отдела управления качеством в компании Invest Proekt Servis Алексей Торопцев рассказал, что экспертиза здания гостиницы «Чорсу» проводилась в три этапа: предварительное изучение состояния конструкций, выявление дефектов, которые возникли за время эксплуатации здания, и составление расчётных характеристик, то есть определение пригодности конструкций к дальнейшей эксплуатации.
«По результатам выполненной работы мы установили, что данное здание для гостиницы в том виде, в котором оно сейчас находится, практически не подходит, исходя из современных требований к такого рода объектам. Один из примеров — в советское время для гостиницы достаточной высотой от пола до потолка было 2 м 80 см. Сейчас этого недостаточно, потому что в современных гостиницах, чтобы максимально эффективно использовать площадь здания, все коммуникации расположены в потолочном пространстве. Необходимая высота — более 3 м. Это один из факторов, согласно которому данное здание в дальнейшем очень проблематично будет эксплуатировать. Также его конструкции получили обильные дефекты: присутствует коррозия арматуры, бетона. Исходя из их неудовлетворительного состояния мы рекомендовали данное здание снести и на его месте построить что-то современное, соответствующее всем нормам, стандартам», — говорит Алексей Торопцев.
При этом, по словам специалиста, монолитная плита, на которой расположено здание, находится в отличном состоянии, и её можно использовать для строительства нового здания, если инвесторы решат расположить новую гостиницу в том же месте.
Историк архитектуры Борис Чухович, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.uz», сообщил, что у него нет оснований не доверять выводам проведённой в Ташкенте экспертизы, так как она совпадает с первоначальным натурным обследованием миланских специалистов, работавших в проекте Tashkent Modernism XX/XXI Фонда развития культуры и искусства Узбекистана.
«Наша команда лишь обошла здание, делая фотоснимки, которые потом изучались. Сразу стало понятно, что возможны проблемы несущих конструкций, т. к. железобетон 20 лет подвергался широким колебаниям температур и был открыт для проникновения влаги, не будучи рассчитанным на такие воздействия. Детальный анализ его состояния требовал слишком больших усилий и в бюджет нашего проекта не вписывался. Что касается сохранности оригинальных частей здания, все первоначальные интерьеры давно утрачены, а фасады уцелели очень фрагментарно. Таким образом, общая сохранность памятника чрезвычайно плохая, и упорствовать в его сохранении при обветшании несущих конструкций опасно. Недавнее обрушение козырька модернистского вокзала в сербском Нови-Саде, повлёкшее многочисленные жертвы, — лишнее напоминание о том, что может произойти», — прокомментировал Борис Чухович.
Согласно представленной концепции, в городском ландшафте гостиницу «Чорсу» заменит новая высотка, которая сохранит силуэт прежнего здания, его функцию и роль архитектурной доминанты Старого города. Помимо современной 29-этажной гостиницы, на территории разместятся бизнес-центр и жилые дома.
Работы по проекту начнутся в 2025 году и продолжатся до 2029-го. За реанимацией площади стоит консорциум зарубежных и отечественных инвесторов. Его состав не разглашается, поскольку коммерческая сделка по приобретению здания «Чорсу» у последнего владельца здания — компании Ittihad International Investment (ОАЭ) — находится на стадии завершения, и действует соглашение о неразглашении информации. Стоимость проекта оценивается в 170 млн долларов США.
В качестве автора нового облика площади Чорсу привлекли немецкую компанию Tchoban Voss Architekten, которая базируется в Берлине. Её основатель — известный архитектор Сергей Чобан.
По словам Андрея Требунских, руководителя группы разработки проекта реконструкции площади Чорсу, перед архитекторами стояла задача сохранить за новой гостиницей роль доминанты, какую играет здание сейчас, и «обеспечить преемственность эпохи».
«Поэтому в проектном предложении новое здание повторяет знаковый силуэт гостиницы „Чорсу“, который завершает перспективу улицы Навои. Он стал важным ориентиром всего района, таким же его символом, как рынок „Чорсу“, медресе Кукельдаш. При этом всё, что касается номерного фонда, инфраструктуры, сервисов гостиницы, опирается на современные представления и требования, которые предъявляются в мире к такого рода объектам. Мы понимаем, что этот район города исторический, у него огромный туристический потенциал. Люди приезжают сюда, чтобы посмотреть на рынок, погулять в окрестностях. Наша задача — создать для них такие условия, чтобы им было комфортно здесь пребывать и чтобы они захотели вернуться сюда», — говорит Андрей Требунских.
Архитектор отмечает, что для создания качественной и устойчивой городской среды недостаточно разместить здание само по себе, даже если оно обладает уникальными характеристиками. Поэтому проект предусматривает создание многофункционального комплексного пространства, которое комбинирует в себе коммерческую, офисную, общественную и жилую функции.
Важная роль отводится пешеходному бульвару, который разрезает участок по диагонали и связывает рынок «Чорсу» со зданием бывшего ГУМа. Предполагается, что вдоль него будут сконцентрированы основные коммерческие площади: магазины, кафе, точки продажи сувениров
Зелёные насаждения в ходе реконструкции и строительных работ обещают сохранить на месте роста либо пересадить на подходящие участки в периметре площади.
Учтены логистические потоки. Для гостиницы и офисов предусмотрены подъезды со стороны магистралей, а также безопасные пешеходные зоны. Для жильцов будут созданы приватные благоустроенные дворы на комфортном стилобате.
«Грамотное комбинирование этих функций — это залог создания диверсифицированной, разносторонней среды, в которой интересно пребывать не только гостям города, но и жителям, сотрудникам офисов, которые здесь будут работать. При этом разные функциональные потоки не пересекаются, не вступают в конфликт друг с другом. Всё вместе это позволит жить этому участку, развиваться, быть устойчивым в долгосрочной перспективе», — говорит Андрей Требунских.
Концепция вызвала ряд вопросов у архитекторов и общественных деятелей, которые присутствовали на презентации. Александр Фёдоров, дизайнер и автор проекта Tashkent modernism, обратил внимание на то, что уловить отсылки к гостинице «Чорсу» на референсах очень сложно.
«Когда гостиницу прорабатывали, там был бирюзовый цвет, три башни, которые коррелировали с башнями медресе. Трёхсторонняя симметрия здания — это трёхсторонний перекрёсток, на котором она стоит. На фасадах солнцезащита была сконструирована по-разному, поскольку один находился в тени, а другой — на солнце. Сколько основных визуальных деталей будет присутствовать в новом проекте гостиницы? Узнаем ли мы её, или это будет башня стеклянная, просто трёхлистная?» — задаётся вопросами Александр Фёдоров.
Андрей Требунских заверил, что группа разработчиков проекта понимает: место требует индивидуального подхода и авторской работы.
«Мы точно не хотим строить стеклянную башню или сносить здание и ставить его копию — это довольно абсурдно. Наша задача — найти баланс между тем, чтобы это было современное здание, которое соответствует своему месту и времени, но при этом оно делает реверанс, „разговаривает“ с окружением и учитывает его. Мы решили сохранить форму, пропорции и высотность без прямого цитирования, слепого копирования и заигрывания с национальными мотивами. Ташкент находится в поиске своего языка, и я думаю, что этот проект — одна из возможностей его сформулировать», — говорит архитектор.
У ташкентского архитектора Александра Куранова вызвало сомнение размещение 14-этажного здания бизнес-центра в центре застройки. Его расположили между гостиницей и жилыми блоками.
«Мне кажется, очень проблематично ставить здесь такой блок. Что увидят постояльцы гостиницы в этом крыле из окна? Этот бизнес-центр? Лучше организовать большой узбекский двор, условно говоря, или парк. Стоит подумать о виде из этой гостиницы. У нас там очень интересный микрорайон модернизма Ц-27 (Гунча) архитектора Коробцева с интересной планировочной структурой, и гостям столицы было бы интересно это тоже увидеть, а не только базар, цирк, Кукельдаш», — считает Александр Куранов.
Архитектора поддержали коллеги из ташкентского архитектурного бюро «САД». Максим Олтян предложил распределить функции здания бизнес-центра на остальные и подумать о том, чтобы сделать на этом месте двор или общественное пространство. Александр Фёдоров считает, что в этот участок хорошо впишется зелёная зона или пруд.
Актуальным остаётся вопрос парковки. Предполагается, что она будет подземная.
По словам Требунских, проект реконструкции площади Чорсу на данный момент прошёл первый этап согласования — внутри консорциума.
«Определены градостроительное решение, параметры застройки, функциональные пропорции, транспортные схемы. Следующий этап — это проработка архитектуры, фасадов и деталей, в том числе. Больше говорить о конкретике мы сможем через три месяца», — уточнил архитектор.