В ходе Дней Европейской экономики в Ташкенте состоялась сессия по Транскаспийскому транспортному коридору под руководством Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), посвящённая логистике и региональному сотрудничеству, с участием торговых экспертов и представителей госорганов.
По словам главного советника генерального директора Европейской комиссии по международному сотрудничеству Хенрика Хололея, Транскаспийский транспортный коридор для Узбекистана, который не имеет выхода к морю, является важным фактором развития.
«Благодаря этой транспортной сети мы можем соединить регион с Европой. Беспрепятственное и налаженное управление такими коридорами поможет создать как можно больше возможностей для развития. Помимо Узбекистана, и Туркменистан также может стать очень важной страной в этой сети, — отметил Хенрик Хололей, — Это позволит нам наладить таможенные отношения между странами и создать надёжные и функциональные системы пересечения границ».
Старший политический аналитик и руководитель отдела Центральной Азии Евразийского отдела ОЭСР Грегори Леконт рассказал, какие планы у организации на 2025 год.
«Мы будем исследовать, что уже сделано, что делается на сегодняшний день, каков прогресс и какие вызовы существуют на данный момент в области грузоперевозок. Сейчас проводим опрос среди представителей частного сектора в пяти странах региона, в котором участвует около 50 компаний. Мы рассматриваем, как правительство каждой страны Центральной Азии поддерживает частный сектор. Цель этого исследования — предоставить фокусные рекомендации для стран региона через погружение в приоритеты каждого государства», — отметил он.
По итогам взаимодействия с частным сектором к лету 2025 года будет подготовлен отчёт, содержащий заключения по каждой стране региона.
«Особенно нам интересен Узбекистан, потому что это менее интегрированная в глобальную цепочку добавленной стоимости центральноазиатская страна, но в [ходе Дней Европейской экономики] мы согласились с утверждением, что Узбекистан является лидирующим реформатором в регионе, и он также находится на пути к присоединению в ВТО», — сказал представитель ОЭСР.
Грегори Леконт также отметил: «Нам нужно воспринимать Транскаспийский коридор как жемчужину, которая позволяет нам не создавать отдельные дополнительные пути. Мы видим, что этот коридор имеет огромный потенциал. Особенно если он станет возможностью экономической интеграции региона с большим упором на смягчение и налаживание таможенных процессов».
Специалист выразил опасения, что торговля в регионе растёт очень быстро, а инфраструктура может не успевать развиваться за ней. Он добавил, что необходимо фокусироваться и на цифровизации.
«Если вы цифровизуете ваши процессы, то вы делаете их менее сложными. Поэтому реформирование системы торговых процессов зависит в первую очередь от таких инициатив», — подчеркнул Грегори Леконт.
Из недостатков представитель ОЭСР выделил низкий уровень координации на региональном уровне, особенно в использовании программного обеспечения и обмена данных.
Начальник управления транспортных коридоров Министерства инвестиций, промышленности и торговли Даврон Дехканов рассказал, что за последние 5 лет товарооборот между Узбекистаном и странами ЕС вырос почти в 2 раза и по итогам 2023 года составил порядка 6 миллиардов долларов.
«В Узбекистане наблюдается устойчивый рост объёма международных грузоперевозок. Ежегодный прирост составляет более 10%. По итогам 2023 года рост транзитных перевозок составил 12%. Основной поток перевозимых экспортных грузов из Узбекистана в направлении стран ЕС осуществляется по Транскаспийскому транспортному коридору — южным маршрутом через Туркменистан и средним маршрутом через Казахстан», — рассказал Даврон Дехканов.
Начальник управления транспортных коридоров отметил, что государства Центральной Азии работают над улучшением инфраструктуры, строительством хабов и зон свободной торговли.
Даврон Дехканов напомнил, что в этом году реконструирована и сдана в эксплуатацию 200-километровая автомобильная дорога Кунград-Бейнеу — часть логистической сети, связывающей Узбекистан с европейскими рынками через порты Каспийского и Чёрного морей. Сейчас изучается возможность реализации проекта по строительству железной и автомобильной дорог Учкудук-Кызылорда, что позволит сократить путь в Казахстан. Специалист также упомянул о строительстве платных дорог от Ташкента до Самарканда и Андижана.
В дискуссии участвовал также и частный сектор. Представитель компании Grand Evrasia Group рассказал о проблемах с коррупцией в области грузоперевозок.
«Мы занимаемся логистикой, в том числе и в направлении Европы из Узбекистана. Последние три года мы развиваем перевозки через Афганистан и порты в Пакистане. В нашей работе есть проблемы на автомобильных дорогах. К примеру, когда мы находимся в Казахстане и завозим груз в Узбекистан, работников на местах не интересует наличие документов и порядок прохождения таможни. Очередь для ожидающих может сдвинуться только искусственным путём. Если деньги заплатишь, то тогда пройдёшь границу быстрее. Иначе можно простоять хоть неделю там», — рассказал представитель компании.
Сотрудник логистической компании добавил: «Таковы их правила, которые они сами придумали на месте. Никакие межгосударственные договорённости в решении этой проблемы не помогут. Нужен механизм, чтобы исключить влияние человеческого фактора».
Представители правительства Узбекистана ответили, что по этим вопросам часто проходят встречи с Министерством транспорта Казахстана. По их словам, в последнем совещании с участием таможенных структур Казахстана обсуждались вопросы очередей на казахско-узбекских границах.
Представители правительства подтвердили, что случаи недобросовестной работы на таможне имеют место. По их словам, на сегодняшний день Казахстан уже ввёл электронную систему очереди, Узбекистан пока на пути внедрения такой системы. Планируется улучшение обмена информацией между двумя странами, что изменит ситуацию с очередями грузов на границе в лучшую сторону.
Дни Европейской экономики прошли в Ташкенте 6−7 ноября, их организовала Ассоциация экономического сотрудничества Европа-Узбекистан (EUROUZ). «Газета.uz» выступила информационным партнером.