С 1 ноября Агентство по техническому регулированию изменило порядок технического осмотра импортных автомобилей. Транспортные средства, ввозимые из-за рубежа, проходят испытания не на таможенной территории, а на автомобильном полигоне в Пскентском районе Ташкентской области.
Испытания проводятся госучреждением «Узбекский центр научных испытаний и контроля качества» (UzTest).
Новый порядок распространяется на авто, импортируемые со стороны физических лиц и частных предпринимателей, которые не являются официальными дилерами. В социальных сетях распространились видео, где можно увидеть длинные очереди автомобилей на пути к полигону. Владельцы сообщают, что процесс занимает длительное время, из-за чего им приходится ночевать в машинах.
«Газета.uz» поговорила с представителем UzTest о необходимости проверок, очередях и условиях на полигоне.
Что произошло
1 ноября Telegram-канал autodeklarant сообщил, что раньше физические и юридические лица, импортирующие легковые автомобили, получали сертификат соответствия на год, а затем на его основе проводили таможенное оформление. До сих пор проверка по этому сертификату проводилась на таможенных складах.
С ноября процесс проверки соответствия импортируемых автомобилей проводится на автополигоне в Пскенте. Средняя стоимость получения сертификата соответствия возросла в 3,5 раза — с 2,6 млн до 9,1 млн сумов.
«Помимо увеличения расходов на получение сертификата, процесс, который раньше занимал 2−3 дня, теперь может занять недели из-за необходимости ожидания очереди на автополигоне. Это, конечно же, искусственное ограничение и запрет на импорт автомобилей. Также граждане и организации, ранее выплачивавшие миллиарды в государственный бюджет, могут значительно сократить эти платежи», — говорилось в сообщении.
Например, в Узбекистан импортировано 1000 автомобилей модели BYD Song Plus. С 1 ноября все эти автомобили, каждый по отдельности, должен быть загружен на эвакуатор и доставлен в Пскент.
В беседе с «Газетой.uz» представитель UzTest сообщил, что эти испытания проводились и раньше, но Таможенный комитет не разрешал вывозить автомобиль с таможенного склада для проверки, поэтому испытания проводились на таможенной территории, хотя там не было достаточных условий для тщательной проверки.
Теперь автомобили вывозятся на полигон и возвращаются на склад после проверки.
Кроме того, автомобили начали проверять на электромагнитную совместимость (ЭМС) — это тестирование, которое оценивает способность машины работать без помех от электромагнитных полей и без нарушения работы других устройств, находящихся поблизости.
По данным центра, это сделано для обеспечения равных условий конкуренции, так как все официальные дилеры также проходят такие проверки.
Что касается дилеров, то они проходят испытания при получении одобрения типа транспортного средства (ОТТС) раз в три года на конкретную модель, что позволяет им завозить автомобили без предварительных проверок, отметили в центре. Кроме того, дилеры получают гарантии от завода-производителя и предоставляют сервисное обслуживание.
Одобрение типа транспортного средства — это документ, подтверждающий соответствие транспортного средства установленным техническим требованиям и стандартам безопасности, что позволяет выпускать его в обращение на территории страны.
Представитель центра уточнил, что официальный дилер периодически (раз в квартал или полгода) привозит автомобиль для тестирования и предоставляет заключение об испытании его с завода-производителя.
На уточнение, что физические лица и дилеры завозят автомобили одного производителя, сотрудник UzTest ответил:
«Часто спрашивают, почему у официальных дилеров цена выше, а у физических лиц (занимающихся импортом авто) дешевле. На китайском рынке более 100 производителей, которые конкурируют друг с другом и делают скидки на определённые модели на своём внутреннем рынке, будь то 20% или 30%. Наши предприниматели ввозят автомобили с учётом этих скидок. К сожалению, эти автомобили ориентированы на китайский рынок и китайских потребителей, в Узбекистане у них нет официального сервиса, и официальные дилеры не предоставляют на них никакой гарантии. Эти автомобили привозят и продают через частные автосалоны».
Как отметили в центре научных испытаний и контроля качества, от официальных дилеров поступали жалобы о том, что они работают легально, платят налоги и пошлины, создают рабочие места, а их никто не защищает.
Также указывается, что поступило 2000 жалоб на автомобили BYD, завезённые частными предпринимателями неофициально.
На замечание о том, что потребитель берёт на себя риски при покупке автомобиля у неофициального дилера и соглашается на отсутствие сервисного обслуживания, сотрудник центра заявил, что «эти меры направлены на снижение рисков для потребителей».
Средняя стоимость получения сертификата соответствия возросла в 3,5 раза — до 9,1 млн сумов, однако UzTest снизил цены на прошлой неделе до 5,6 млн сумов для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и до 4,48 млн сумов — для электромобилей.
С 1 по 12 ноября центр испытал свыше 600 автомобилей. Мощности полигона позволяют проверять по 50−60 автомобилей в день — 18,2−21,9 тысячи машин в год. При этом, согласно данным Агентства по техническому регулированию, в 2023 году в Узбекистане на 61372 из 62748 импортированных автомобилей были оформлены сертификаты соответствия, при этом 60451 сертификат был оформлен на физических лиц, что позволило продавцам машин избегать процедуры одобрения типа транспортного средства.
Таким образом, объём импорта автомобилей физлицами превышает мощность автополигона в 3−3,3 раза.
Комментируя жалобы водителей, сотрудник UzTest сообщил, что на территории полигона были созданы специальные помещения для ожидания, которые планирует оснастить оборудованием для обогрева, креслами, установлены биотуалеты, в ближайшее время заработает электронная очередь.
Кроме того, полигон перешёл на круглосуточный режим работы (до этого он работал с 9:00 до 18:00).
По словам сотрудника центра, длинные очереди объясняются «сезонностью» — осенью приобретается большая часть импортируемых машин.
Пскентский автополигон под названием «Южный» находится в 50 км южнее Ташкента и был сдан в эксплуатацию в советское время. В разные годы на нем проводились испытания автомобилей отечественного и иностранного производства. Он также служил базой для проведения соревнований по автомобильным кольцевым гонкам.
В 2017 году полигон передали «Узавтосаноат» в качестве вклада государства для организации региональной испытательной базы автомобилей. «Узавтосаноат» было поручено создать новое современное предприятие, позволяющее осуществлять сертификационные, дорожно-полигонные, климатические, стендовые и другие лабораторные испытания автомобилей, а также проводить спортивные мероприятия.
Как уточнили в UzTest, лаборатория на территории полигона принадлежит центру, а сам полигон находится в процессе передачи на их баланс.
В марте стало известно о возможном ограничении неофициального импорта автомобилей китайской BYD. В постановлении президента от 18 марта об утверждении инвестиционного договора по организации производства электрических и гибридных транспортных средств в Узбекистане содержится пункт о том, что инвестор — компания BYD — обратился к правительству Узбекистана «об ограничении неупорядоченного импорта электромобилей, не соответствующих местным климатическим и дорожным условиям, а также не имеющих официальной гарантии». Президент поручил до 1 июля внести в правительство предложения, направленные на реализацию требования инвестора «на основании действующего законодательства, в том числе актов законодательства о конкуренции, а также принципов Всемирной торговой организации».
Представитель BYD Иван Цао в комментарии по этому поводу сообщил, что импортируемые неофициально автомобили не проходили тестирование на соответствие местному климату и окружающей среде, могут не соответствовать официальным экспортным стандартам и не покрываются гарантией. Внесение же в автомобили необратимых изменений может «нести скрытую опасность для долгосрочного безопасного использования».
В конце декабря прошлого года сообщалось об обсуждении в правительстве планов ужесточения правил ввоза автомобилей, включая электромобили. В частности, планировалось запретить с 2024 года завоз физическими лицами машин в коммерческих целях и вернуть порядок продажи новых иномарок только через официальных дилеров. Агентство техрегулирования сообщило, что тот проект был приостановлен из-за критики, но снова вернулся на повестку в апреле.