Мы привыкли считать, что поскольку Конституция и закон «Об образовании» гарантируют обязательное 11-летнее образование, все дети в стране ходят в школу и получают аттестат об окончании средней школы. Однако Ситуационный анализ положения детей и подростков в Узбекистане, опубликованный Детским фондом ООН — ЮНИСЕФ («Газета.uz» публиковала краткий обзор документа), показывает наличие проблем с обеспечением доступа к среднему образованию и охватом им по мере прохождения детей через систему образования.

В 2021—2022 годах охват детей начальным образованием в Узбекистане составлял 99%, а уровень зачисления в среднюю школу — 97%. Показатель завершения процесса получения образования в два года обязательного обучения, то есть в старших классах средней школы, несколько снижается и составляет 94%, а среди детей из беднейших семей — 89%. Это означает, что как минимум сотни тысяч детей остаются «за бортом» обязательного среднего образования и не получают возможности продолжить обучение в профессиональных или высших учебных заведениях.

Почему так происходит и как помочь справиться с этой проблемой может онлайн-образование? Об этом «Газета.uz» поговорила с председателем Ассоциации негосударственных образовательных учреждений, основателем и руководителем Leader School Фирузой Вахабовой и её командой. Уже несколько лет они проводят апробацию первой полноценной онлайн-школы в Узбекистане — LeaderOnline.

Мы встретились с Фирузой Наримановной вечером, когда горожане уже возвращались домой после рабочего дня. Она провела меня к отдельному от основной школы зданию, где несмотря на поздний час, кипела работа. Я удивляюсь: в прошлый раз, когда мы беседовали о запуске проекта, помещения для сопровождения онлайн-школы располагались внутри школы Leader. «Да, — улыбается она, — проект растёт».

Сначала мы узнали про техническую сторону организации онлайн-школы у тьютора школы Абдували Исматуллаева. Академический календарь онлайн-школы — начало и конец учебного года, четвертей, каникул — совпадает с академическим календарём, утверждённый Министерством дошкольного и школьного образования. Занятия проводятся в двух форматах: асинхронно и синхронно.

Асинхронные занятия проходят на платформе LeaderOnline. Это, по сути, записанные заранее видеоуроки и презентации. Учащиеся просматривают видеоурок или презентацию и решают тесты, которые проверяются системой.

Асинхронные уроки для 11-го класса на платформе Leader Online.Асинхронные уроки для 11-го класса на платформе Leader Online.

Задание асинхронного урока по математике на платформе Leader Online.Задание асинхронного урока по математике на платформе Leader Online.

— Как в таком формате — формате видеоурока или презентации — идёт, например, развитие разговорных навыков на уроках языка?

Абдували Исматуллаев: Помимо асинхронных уроков, по всем основным предметам предусмотрены синхронные уроки, на которых и идёт развитие таких навыков. Синхронные уроки проходят в среде MS Teams. Для каждого класса (да, в онлайн-школе тоже классы, группы, как и в обычной школе) составляется расписание — 40 минут длится урок, потом перемена, потом следующий урок и так далее. Ссылки на уроки отображаются в разделе «Календарь» системы. Учащихся просят включать камеры во время занятий, чтобы учитель мог постоянно контактировать с ними.

Уроки записываются и сохраняются на платформе — это особенно удобно, если ребёнок по тем или иным причинам пропустил урок или просто хочет ещё раз прослушать тему. Также в школе учатся учащиеся, которые живут в других часовых поясах, например, в Америке, Австралии — если они тоже не могут участвовать в синхронных занятиях, например, из-за того, что у них глубокая ночь, они смотрят записи уроков.

Тьютор Абдували Исматуллаев показывает расписание синхронных уроков.Тьютор Абдували Исматуллаев показывает расписание синхронных уроков.

Синхронный урок.Синхронный урок.

Почти по всем предметам, за исключением физкультуры, ИЗО и технологии, предусмотрены и асинхронные, и синхронные занятия. Их соотношение, как правило, такое: 30% асинхронных уроков и 70% синхронных. По физкультуре, ИЗО и технологии занятия идут только в асинхронном формате.

До того, как учащиеся смогут приступить к учёбе в школе, мы их просим пройти тест — он необходим для диагностики актуального развития детей: насколько они знают и умеют делать те вещи, что им положено знать и уметь по госстандарту.

После этого учащиеся проходят курс адаптации, который длится два месяца для младших классов и месяц для старшей школы. Курс состоит из нескольких блоков: навыки цифровой грамотности и изучение платформы, на которой им предстоит работать, а также методы работы с информацией, конспектирования и запоминания.

Фируза Вахабова: Дети в основном приходят без навыков цифровой грамотности, иногда не умеют делать элементарные вещи, например, как заходить в систему со своим логином и паролем, и адаптационный курс необходим, чтобы преодолеть этот барьер. Решение о зачислении учащегося в онлайн-школу принимается после того, как он успешно завершил адаптационный курс.

— Содержание, которое вы даёте в онлайн-школе, полностью повторяет содержание, которое должна давать обычная школа?

Лола Файзиева, координатор учебного процесса: Тематически — да, то есть мы проходим те же темы, которые проходят в традиционной школе. Но содержание уроков, задания, тесты мы прорабатываем сами.

— Например, математика для 5-го класса — задания, которые вы даёте детям, взяты из утверждённого министерством учебника или разработаны вашими специалистами?

Лола Файзиева: Задания мы составляем сами. То есть те же темы, которые школа должна проходить по госстандарту, те же навыки и компетенции, которые мы должны развивать, но на основе наших материалов.

Фируза Вахабова: В некоторых предметах мы группируем учащихся по уровню знаний и даём то содержание, которое соответствует их уровню. Например, английский язык — в одном классе могут быть и дети, у которых элементарный уровень, и дети с уровнем B2. Поэтому здесь уже мы ориентируемся на уровень — например, на уроке уровня A1 могут быть дети и 5-го, и 6-го, и 7-го класса. Учащийся не перейдёт на следующий уровень, пока не закончит текущий уровень.

Лола Файзиева, координатор учебного процесса.Лола Файзиева, координатор учебного процесса.

— Как проходит проверка знаний учащихся в асинхронных занятиях, вы уже рассказали, а в синхронных уроках как идёт проверка?

Лола Файзиева: Тут могут применяться разные способы оценки: задания открытого типа, практические или лабораторные задания, командные проекты и так далее, в зависимости от предмета. Например, если это алгебра или геометрия, это могут быть задания открытого типа: решение задач и уравнений, если это физика или химия, оценивание может идти через практические или лабораторные задания. Лабораторные задания, в свою очередь, могут включать задания с использованием виртуальной лаборатории (тренажёра) или же эксперименты, которые учащиеся выполняют дома с помощью сподручных средств и результат отправляют учителю в виде отчёта или видеоотчета. К каждому заданию прилагается инструкция: как его выполнять и как отравить результаты учителю.

Пример онлайн-урока.Пример онлайн-урока.

Абдували Исматуллаев: Методика оценивания состоит из нескольких видов работ. Формативное оценивание — анализ активности учащегося: как он участвует на уроке, отвечает на вопросы учителя, выполняет домашние задания и так далее. Домашние задания отправляются учителю, чтобы он мог их проверить и дать свои комментарии. Также есть специальные тесты с автопроверкой, которые выполняются на платформе LeaderOnline, это тоже часть формативного оценивания.

Оценка учащегося за четверть также складывается из оценок за задания открытого типа, которые он выполняет и отправляет учителю через платформу MSTeams и контрольных работ, которые учащиеся пишут единовременно. По основным предметам, например, языки, естествознание, также мы даём проекты — работы, которые учащиеся выполняют в течение определённого времени, например, месяца и сдают к определённому дедлайну (сроку). Это также помогает развивать в детях навыки планирования и тайм-менеджмента.

Фируза Вахабова: Мы пытались внедрить систему критериального оценивания, внедряемую министерством, но она «не пошла».

На мой взгляд, в каждой школе должна быть своя политика оценивания, адаптированная под образовательные цели именно этой школы и её контингента. «Скелет» — общие положения оценивания — может быть общий для всех, но «мускулы» — подходы и содержание — школа должна «наращивать» сама.

Регистрация оценок учащихся в электронную систему e-shahodatnoma (электронный аттестат).Регистрация оценок учащихся в электронную систему e-shahodatnoma (электронный аттестат).

— Как вы контролируете, чтобы задания дети выполняли сами и не списывали?

Лола Файзиева: Учителя могут сопоставить оценки, полученные ребёнком за разные виды работ, и выявить аномалии. Например, ребёнок слабо отвечал на уроках, но вдруг контрольную написал на «отлично» — у учителя могут появиться вопросы, и он может отдельно поговорить с ребёнком, чтобы убедиться, что работу выполнил он сам. Некоторые виды работ, такие как итоговые экзамены или сдача нормативов по физкультуре, проходят офлайн — учащихся просим приехать в школу, чтобы их сдавать.

Учащиеся онлайн-школы сдают итоговый экзамен.Учащиеся онлайн-школы сдают итоговый экзамен.

Учащиеся онлайн-школы сдают итоговый экзамен.Учащиеся онлайн-школы сдают итоговый экзамен.

Учащиеся онлайн-школы сдают нормативы по физкультуре.Учащиеся онлайн-школы сдают нормативы по физкультуре.

Фируза Вахабова: Ребёнок знает критерии оценки своей работы — за какую работу он получает «5», «4» и так далее. Когда он понимает, что он несёт ответственность за своё обучение, он не будет обманывать. Мы с самого начала ребёнку объясняем, что именно он, а не кто-то другой — папа, мама и так далее, несёт ответственность за своё образование. Ответственность — это одно из качеств, которые развиваются в обучении в онлайн формате.

— А кто «ходит» в онлайн-школу? Какие категории учащихся?

Фируза Вахабова: Есть дети, которые по разным причинам не могут ходить в традиционную школу. Это могут быть дети, которые долгое время находятся за границей, например, для участия в спортивных соревнованиях или живут с родителями во время их длительных командировок.

Есть дети с онкологическими заболеваниями, которые проходят длительные курсы лечения у нас или за границей, или дети, которые не могут передвигаться, например, из-за ДЦП (детского церебрального паралича). Есть дети с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности) или с аутизмом.

Например, у нас есть девочка с аутизмом, она каждый день приходит сюда учиться. Есть дети с трудностями в обучении по причине асоциального поведения. Есть, как оказалось, такие заболевания, из-за которых посещение школы невозможно. Был случай — ребёнок с «болезнью бабочки» (буллёзным эпидермолизом) — ребёнку ни к чему нельзя было прикасаться.

Несмотря на то, что мы говорим об инклюзии в образовании, у нас пока ещё проблемы с доступной средой для разных детей. Мы пытаемся найти индивидуальный подход, индивидуальное решение для разных детей.

Также надо понимать, что есть родители, которые не хотят или не могут отпускать детей в школы по разным причинам. Например, в семье маленький ребёнок или пожилые бабушка и дедушка, и ребёнок помогает присмотреть за ними, пока родители на работе, потому что больше некому. Или в школе нехватка учителей, и родители считают, что ребёнок просто тратит время впустую в школе.

Был и такой случай — буллинг в школе и из-за стресса у ребёнка повысился уровень сахара в крови, родители узнали и не хотели пускать ребёнка в школу. (Согласно анализу сектора образования Узбекистана, опубликованному ЮНИСЕФ, более трети учащихся подвергаются тем или иным видам буллинга, что негативно влияет на их учёбу — ред.).

Есть дети, которые уже вынуждены работать и помогать семье. Законодательство не препятствует этому, у нас разрешено работать с 16 лет. Онлайн-формат позволяет таким детям окончить школу и получить аттестат о среднем образовании.

Как раз по результатам эксперимента у нас будет возможность анализировать и систематизировать причины, по которым дети не ходят в школу.

Через этот эксперимент онлайн-школы мы хотим доказать, что полноценное среднее образование в онлайн-формате возможно и что оно удобно для тех детей, которые по разным причинам не посещают — или не могут посещать — «обычную» школу.

— Как в онлайн-школе решается проблема социализации детей? Ведь, насколько я пониманию, в онлайн-обучении нет «живого» общения?

Фируза Вахабова: Общение есть, просто оно идёт в цифровом формате. Мы проводим конкурсы по разным предметам, дети выполняют групповые проекты. Кроме того, мы время от времени — раз в месяц или раз в четверть — проводим офлайн-мероприятия для детей, тренинги по коммуникации или командной работе, смотрим и обсуждаем фильмы, играем в боулинг, посещаем выставки, музеи, выезжаем на природу и многое другое.

Тренинг для учащихся онлайн-школы.Тренинг для учащихся онлайн-школы.

Лола Файзиева: Интересно наблюдать, как дети, которые до этого «встречались» в онлайн-формате и вместе выполняли какой-то проект, потом встречаются вживую: сначала они «приглядываются» друг к другу, но потом уже устанавливается контакт совершенно другого уровня.

Учащиеся обмениваются опытом во время мероприятий по социализации.Учащиеся обмениваются опытом во время мероприятий по социализации.

— В традиционной школе есть люди с определёнными функциями: директор, завуч, учителя и так далее. В онлайн-школе есть ли функции, которых нет в традиционной школе?

Фируза Вахабова: Есть упаковщики контента — они помогают донести контент до ребёнка в цифровой среде. Есть методический отдел с командой разработчиков уроков. Каждый урок — это как рождение нового ребёнка. После того, как педагог написал сценарий урока, его анализирует методический отдел, смотрит, насколько он грамотно построен с учётом психологических особенностей нового поколения.

Нынешние дети — дети цифрового мира, они любят динамику, наглядность информации, геймификацию, и учитель должен все это учитывать при планировании урока, начиная от стадии мотивации — зачем мы изучаем ту или иную тему — и заканчивая заданиями для саморефлексии. Сам педагог онлайн-школы тоже отличается от педагога традиционной школы — тут требуются несколько иные навыки, чем в обычной школе.

Лола Файзиева: В онлайн-школе есть тьюторы — такой «мостик» между родителями, учителями и учащимися. Их основная функция — поддержка учащихся, мотивация, оказание помощи в различных ситуациях. Также они помогают разрабатывать коррекционные курсы для детей, которые отстают по тем или иным предметам. Например, мы разработали курс по дробям, потому что в 3-й четверти 4-го класса дети проходят дроби, потом каникулы и уже в 5-м классе начинаются задания с дробями, а дети успели за лето позабыть тему. А курс по дробям помогает устранить этот пробел. Сейчас начали проводить курс финансовой грамотности через математику.

Тьюторы онлайн-школы за работой.Тьюторы онлайн-школы за работой.

— Каковы самые большие проблемы, с которыми вы сталкиваетесь в организации онлайн-обучения?

Абдували Исамтуллаев: IT-навыки, то есть их отсутствие.

Лола Файзиева: И неумение читать инструкции. Дети, а зачастую и их родители, не умеют читать инструкции, следовать им пошагово — вообще, наши люди предпочитают воспринимать информацию «по диагонали». Например, объясняем по телефону, как правильно авторизоваться в системе, а пользователь говорит: «Я все делаю, но не получается». Мы говорим: «Пожалуйста, давайте пошагово» — «Ой, получилось».

Фируза Вахабова: Ещё одна серьёзная проблема — большинство детей не умеют учиться. Отсутствуют такие навыки, как самоорганизация, принятие ответственности за своё обучение, самодисциплина. Спрашиваешь ребёнка или даже родителей о цели образования — у многих она сводится к получению аттестата. Ну, получит ребёнок аттестат, а дальше что? Например, решил он дальше пойти в вуз, а там ведь тоже надо учиться.

Вообще, нынешним детям нужно учиться и постоянно переучиваться. Это требование постоянно меняющегося мира.

— И как вы решаете эту проблему?

Фируза Вахабова: Мы очень много работаем с родителями, проводим для них вебинары. У нас есть канал, где мы отправляем информацию по вопросам обучения. В том числе обучения в онлайн-формате. На доступном для родителей языке публикуем материалы о том, зачем нужны те или иные методы, инструменты поддержки детей, стратегии обучения и многое другое. Таким образом пытаемся повышать компетенцию родителей в вопросах родительского влияния на качество получаемого образования.

Есть родители, которые чрезмерно опекают своих детей, решают за них, куда им поступать, что учить, хотят давать своим детям одно направление в образовании. Например, родители решают, что их ребёнок станет программистом, и зацикливаются только на этом, игнорируя другие предметные области, которые предполагают всестороннее развитие ребенка.

Мы пытаемся донести, что мир постоянно меняется, и, возможно, будут меняться и технологии. Узконаправленность программ не сможет обеспечить гибкость в адаптации к изменениям. Представьте, человек к 25 годам выгорит как программист или профессия станет неактуальной, что дальше? Поэтому очень много приходится работать в этом направлении с родителями и показывать горизонты успеха детей, заключающихся не в том, что они знают и умеют, а в том, какими они будут в будущем.

Ещё одна проблема — это отсутствие нормативно-правовой базы или большие пробелы в законодательстве. Например, когда привлекали Национальную гвардию к проблемам посещаемости школ. Целью ведь является охват детей школьным образованием, но так как пока не разработан механизм учёта детей, обучающихся в онлайн-формате, часто возникают кейсы, которые приходится решать точечно.

Представитель Нацгвардии приходит домой к ребёнку: «Почему ты не ходишь в школу?» «Я учусь, но я учусь онлайн». Потом Нацгвардия приходит к нам: «Действительно ли такой-то учится у вас?» И мы выдаём справку, подтверждающую, что ребёнок не просто сидит дома, а действительно учится у нас.

Или такая нерешённая проблема в законодательстве: как быть с детьми, которые уезжают на длительное лечение или сопровождают родителей в длительной командировке, как их регистрировать? Буквально каждый случай приходится отдельно обсуждать с Министерством юстиции, ведь это очень большая ответственность на нас: мы должны быть уверены, что ребёнок действительно уезжает на лечение или на соревнование (сборы), а не куда-либо. То есть, кроме того, что разрабатывается контент онлайн-школы или решаются технические аспекты организации онлайн-обучения, решаются такие организационные и юридические моменты.

У нас накопилось много кейсов, которые мы можем дать на рассмотрение и помочь разработать алгоритмы, как действовать в тех или иных ситуациях. Например, обращаются родители, дети которых не учились после 9-го класса или пропустили какой-то класс и сейчас хотели бы отучиться. Но в законодательстве нет ответов — как быть в таких ситуациях. Во многих странах есть понятие homeschooling (обучение на дому), но у нас пока ещё нет механизма реализации домашнего обучения.

В результате эксперимента должна появиться нормативная база — положение, инструкции, регулирующие онлайн-обучение. Я считаю, что онлайн-образование — это та форма, которая открывает доступ к образованию для разных категорий детей.

Команда онлайн-школы.Команда онлайн-школы.

Третий год мы в эксперименте. Многое пережито, пересмотрено, переделано. Общекомандная работа и научный подход, основанный на результатах исследований в области дистанционного образования, определяет качество нашей работы.

Учитывая то, что это первый Edtech-проект в Узбекистане, мы чувствуем большую ответственность за образование детей. Обучаем и сами постоянно развиваемся.

Драйвит нас то, что родители начали доверять, а у детей возвращается природное желание учиться.

А ещё я считаю, что онлайн-образование — это решение проблемы нехватки ученических мест в школах страны, в которых прирост составляет около 1 миллиона детей в год.

Беседовал Комил Джалилов