Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 26 ноября ознакомился с презентацией о ходе трансформации в государственных компаниях железнодорожной и авиационной отраслей — Uzbekistan Airports, Uzbekistan Airways и «Узбекистон темир йуллари» (УТЙ).
По данным пресс-службы главы государства, в составе «Узбекистон темир йуллари» (УТЙ) создано шесть самостоятельных предприятий. Закуплено 1200 новых грузовых вагонов, а время перевозки грузов по внутренним направлениям сократилось в два раза.
В результате цифровизации процесс заказа вагона уменьшился с 7 этапов до 3, а время на его выполнение сократилось с 72 часов до 12 часов. Пропускная способность поездов вокруг Ташкента увеличилась на 30%. Компания, ранее работавшая с убытками, в этом году выходит на прибыль в размере 30 млрд сумов, говорится в сообщении.
Количество авиарейсов в системе Uzbekistan Airways увеличилось на 25%. На внутренние маршруты направлено 8 новых самолётов, а количество внутренних рейсов выросло в 2,5 раза. Доля национальной авиакомпании в международных перевозках Центральной Азии достигла 20%. Ожидается, что годовой пассажиропоток превысит 6 миллионов человек.
Uzbekistan Airports, которая управляет аэропортами и занимается обслуживанием самолётов, грузов и пассажиров, также демонстрирует положительные результаты. В Узбекистан рейсы выполняют 44 авиакомпании мира. В этом году аэропорт обслужат свыше 13 миллионов человек, поставлена задача увеличить показатель до 15 миллионов.
Президент подчеркнул, что значимость транспортных путей все более возрастает в условиях нынешней сложной геополитической ситуации в мире. Поэтому он назвал важным диверсификацию маршрутов, ускорение перевозок и снижение себестоимости транспортных услуг.
«Экономика и внешнеторговые связи нашей страны с каждым годом развиваются, растут доходы населения и туристический потенциал регионов. Мы поставили перед собой цель довести объем валового внутреннего продукта до 200 миллиардов долларов к 2030 году. Поэтому мы должны уделять особое внимание транспортным артериям, — сказал Шавкат Мирзиёев.
26 ноября президент подписал закон «О железнодорожном транспорте» в новой редакции, который должен открыть новые возможности для привлечения частных компаний и инвестиций, а также для развития инфраструктуры.
Теперь руководителям отрасли поручено кардинально изменить методы работы и подходы для достижения результатов. В первую очередь следует ускорить трансформацию сферы, качественно реализовать проекты строительства и модернизации. Среди важнейших задач — получение международного кредитного рейтинга, привлечение средств без государственной гарантии и эффективное использование инвестиций.
На совещании отмечалось, что воздушное сообщение Узбекистана ещё не достигло уровня, удовлетворяющего население. Задерживается получение международного рейтинга и выход на внешний финансовый рынок. В результате высокая себестоимость услуг не позволяет существенно снизить стоимость авиабилетов. Мероприятия по сокращению расходов реализуются медленно.
В связи с этим глава государства поставил задачу разработать конкретную программу и «дорожную карту» по трансформации с привлечением консалтинговой компании.
Главным в системе Uzbekistan Airports названо увеличение объёма предоставляемых услуг и расширение частного партнёрства. После передачи аэропорта Самарканда в частное управление количество рейсов и пассажиров увеличилось в пять раз, говорится в сообщении. Теперь аналогичные задачи стоят перед аэропортами Намангана, Андижана, Бухары и Ургенча. До конца года планируется удвоить количество дополнительных (неавиационных услуг) в аэропортах и увеличить доходы на 25%.
Президент определил меры по привлечению независимых ресурсов с международного рынка и полному использованию терминала аэропорта Навои.
Глава государства дал поручения по ускорению цифровизации в трёх компаниях, пересмотру планов развития и повышению экономической эффективности.
Заместитель министра экономики и финансов Хуршид Мустафоев в интервью телеканалу «Узбекистан 24» сообщил, что до конца первого квартала 2025 года эти три компании получат международные кредитные рейтинги и ESG-рейтинг.
«В первую очередь, это создаст возможность для этих компаний самостоятельно привлекать средства из-за рубежа напрямую. Эти средства станут основой для развития инфраструктуры», — сказал он.
По его словам, президент поручил улучшить финансовое положение и ускорить трансформационные процессы в компании «Узбекистон темир йуллари».
Международные кредитные рейтинги предоставляются специализированными агентствами (S&P, Moody’s и Fitch) и отражают мнение о кредитоспособности компании или страны. Они помогают инвесторам оценить риск дефолта и принимаются во внимание при принятии инвестиционных решений.
ESG-рейтинги оценивают деятельность компаний по трём ключевым направлениям: экологическая ответственность (Environmental), социальная ответственность (Social) и корпоративное управление (Governance).