Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 27 ноября подписал закон «О железнодорожном транспорте».
Действующий закон был принят в 1999 году и не отвечает современным требованиям, многие термины устарели или вообще не отражены в законе, отмечалось в Сенате Олий Мажлиса. В новом документе «отражается система железнодорожного транспорта в соответствии с требованиями современной рыночной модели».
Закон направлен на углубление экономических реформ, создание условий для предпринимательской деятельности в транспортной сфере, широкое привлечение иностранных инвестиций и совершенствование международного сотрудничества в сфере железнодорожных перевозок.
В документ добавлены 17 новых понятий, в том числе новая редакция понятия «железнодорожный транспорт», а также «оператор вагонов (контейнеров»), «ручная кладь», «оператор инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» и другие. При этом железнодорожный транспорт теперь будет подразделяться на ж/д транспорт общего и необщего пользования.
Кроме того, регулируются порядок использования железнодорожной инфраструктуры общего пользования и деятельность оператора инфраструктуры, а также закрепляются права и обязанности перевозчиков.
Введения понятия «оператор вагонов (контейнеров)» связан с необходимостью развивать конкуренцию на рынке услуг железнодорожного транспорта, привлекать частные инвестиции для обновления вагонного парка, который исчерпал свои технические и технологические ресурсы.
На сегодняшний день владельцами (собственниками) инфраструктуры, железнодорожного транспорта и других средств являются более 43 министерства и ведомства, их предприятия, а также предприниматели, работающие в этой сфере. Все они непосредственно участвуют в процессе перевозок и обязаны обеспечивать безопасную эксплуатацию объектов железнодорожного транспорта и безопасность перевозок.
В законе предусмотрены основные требования к безопасности на железнодорожном транспорте, при этом ответственность за обеспечение безопасности перевозок возлагается на предприятия, обеспечивающие транспортный процесс, и перевозчиков.
Законом перевозчики получают возможность самостоятельно устанавливать тарифы на железнодорожном транспорт на основе рыночных принципов (кроме тарифов для обычных поездов, которые продолжит регулировать государство). В частности, прекращается госрегулирование цен на услуги по предоставлению грузовых вагонов, перевозке пассажиров в высокоскоростных и скоростных поездах, внедряется механизм регулирования на основе рыночных принципов.
В закон включены нормы, касающиеся возмещения убытков и ущерба перевозчика железнодорожного транспорта. В частности, внедряется порядок компенсации за счёт средств госбюджета убытков, возникающих внутренних перевозках с обычными поездами, цены на которые по-прежнему будет регулировать государство (за исключением перевозки пассажиров на высокоскоростных и скоростных поездах).
Государство будет регулировать тарифы на следующие услуги в рамках транспорта и путей общего пользования во внутреннем сообщении:
- услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта;
- услуги локомотивной тяги;
- перевозку пассажиров (кроме высокоскоростных и скоростных поездов).
Регулируемые тарифы должны формироваться с учётом экономической обоснованности (себестоимость, необходимая прибыль, обеспечивающая безубыточность, а также затраты на содержание предприятия, развитие и модернизацию железнодорожного транспорта общего пользования), а также прозрачности и прогнозируемости, обеспечения развития конкурентной среды.
На перевозку грузов внутри Узбекистана скидки не предоставляются, а для международных перевозок они устанавливаются в рамках международных договоров. На стадии проекта предлагалось, что Кабинет министров сможет предоставлять скидки на отдельные виды грузоперевозок.
В законе определяются конкретные направления привлечения инвестиций в развитие железнодорожной инфраструктуры, чётко указываются источники финансирования строительства и реконструкции железных дорог общего и необщего пользования, а также вокзалов.
Объекты и земельные участки, относящиеся к железным дорогам (вокзалы, подвижной состав, железнодорожный транспорт общего и необщего пользования), разрешается передавать частному бизнесу для строительства, модернизации и управления по государственно-частному партнёрству (ГЧП). Эти объекты передаются на правах аренды, владения или пользования на срок действия договора концессии или ГЧП.
Владельцы железнодорожных путей необщего пользования (ветвевладельцы) могут на платной основе оказывать услуги пропуска, стоянки, подачи-уборки вагонов и контейнеров, операции по приёму, погрузке-разгрузке, выдаче грузов, маневровой работе и другие. Плата за эти услуги регулируется законодательством о конкуренции.
Для обеспечения соблюдения статьи 19 Конституции вводится право отдельных категорий пассажиров на бесплатный проезд по железной дороге один раз в год (статья 21).
Документом определяются полномочия Кабинета министров, Министерства транспорта и Транспортной инспекции.
В качестве исполнительного органа власти выступает Кабмин, в качестве местных органов власти — хокимияты, в качестве органов госуправления — Министерство транспорта и Инспекция транспортного контроля, а в качестве хозяйственного органа в сфере железнодорожного транспорта общего пользования — АО «Узбекистон темир йуллари».
Сенатор Кобул Турсунов отмечал, что принятие закона потребует дополнительных расходов госбюджета в размере 1,7 трлн сумов в 2025 году для компенсации убытков от перевозки пассажиров по тарифам, регулируемым государством.
Кроме того, дивиденды, выплачиваемые в госбюджет по госдоле в деятельности перевозчиков, операторов вагонов и инфраструктуры, а также от хоздеятельности вокзалов, разрешается оставлять в своём распоряжении. Но для этого необходимо направить средства на развитие объектов ж/д транспорта.
В законе также описаны нормы о трудовых отношениях, дисциплине и гарантиях для работников железнодорожного транспорта.
Статья 30 (о возмещении убытков перевозчика из госбюджета) вступает в силу с 1 января 2025 года, все остальные 56 статей — через шесть месяцев (29 мая).
Ранее в «Узжелдорпассе» заявили, что нехватка билетов на поезда в Узбекистане связана с дефицитом вагонов — их число за последние пять лет сократилось на 102. До конца 2026 года компания закупит свыше 100 вагонов с новым интерьером, в октябре запустит поезд Ташкент-Бухара.