Кенгаш народных депутатов Ташкента 3 октября опубликовал итоги исполнения бюджета города за первую половину 2024 года. «Газета.uz» изучила документ.

За шесть месяцев экономика столицы (валовый региональный продукт) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 10,2% — до 107,7 трлн сумов, или до 8,5 млрд долларов. Доля сферы услуг в ВРП достигла 62,2% (в первой половине 2023 года было 61,1%), промышленности — 29,6% (22,4%), строительства — 8,2% (9,2%).

Объём услуг увеличился на 17,1% — до 114,4 трлн сумов. Большая доля в услугах приходится на Алмазарский (18,5%), Яккасарайский (18,2%), Мирзо-Улугбекский (18%) и Янгихаётский районы (17,7%).

Производство промышленных товаров выросло на 9,6% — до 68,9 трлн сумов. Большая часть промышленного производства приходятся на Яшнабадский (21%), Сергелийский (11,6%) и Чиланзарский районы (8,7%).

Объём строительных работ достиг 19,3 трлн сумов.

Общий республиканский бюджет Ташкента составил 19,35 трлн сумов, что на 2% выше прогноза. Хокимият также получил 25,6 млрд сумов из перевыполненной части республиканского бюджета.

Доходы республиканского бюджета по Ташкенту за январь-июнь составили 15,8 трлн сумов, что 3% выше прогноза.

Доходы местных бюджетов Ташкента составили 4,93 трлн сумов, что на 7% выше прогноза. При этом поступления с оборотного налога оказались на 3% ниже прогноза — 432 млрд сумов (вместо 443 млрд), с налога на прибыль — 373 млрд сумов (-2%), со сборов — 141 млрд (-18%), дивидендов — 107 млрд сумов (-11%).

В то же время доходы с подоходного налога составили 818 млрд сумов, что на 29% выше прогноза, с налога на имущество юридических лиц — 842 млрд сумов (+3%), земельного налога для юрлиц — 484 млрд сумов (+8%), налога на имущество физлиц — 279 млрд сумов (+18%), налога с выручки индивидуальных предпринимателей — 69 млрд сумов (+4%), госпошлин — 306 млрд сумов (+16%) и другие поступления — 242 млрд сумов (+27%).


Направление расходов
План
Исполнение
% выполнения
I
Социальная сфера и социальная поддержка населения
2 464,30
2 390,40
97%
1
Образование
515,6
476,3
92%
1.1
— Дошкольное образование
161,4
150,2
93%
1.2
— Общее образование
292,4
273,5
94%
1.3
— Подготовка кадров
61,8
52,6
85%
2
Здравоохранение
1 053,10
1 047,50
99%
3
Культура и спорт
152,4
131,1
86%
3.1
— Культура
66,1
54,5
82%
3.2
— Спорт
86,3
76,6
89%
4
Наука
1,3
1,2
90%
5
Соцпомощь лицам, освободившимся из заключения
0,5
0,1
18%
6
Государственные награды
4,5
1,2
28%
7
Бесплатный проезд пенсионеров в метро
293
289,6
99%
8
Субсидии для общественного транспорта
406,2
405,8
100%
9
Компенсация ущерба из-за незаконных действий
35
35
100%
10
Соцзащита участников ликвидации аварии на ЧАЭС
0
0
0%
11
Центры социальной адаптации
2,7
2,5
95%
II
Экономика (благоустройство)
1 929,20
1 872,50
97%
III
Централизованные инвестиции
223,2
158,6
71%
IV
Содержание органов госуправления
360,1
364,1
101%
V
Содержание органов самоуправления граждан
2,9
2,9
100%
VI
Резервный фонд
93,5
65,8
70%
VII
Прочие расходы
1 262,00
1 324,80
105%

ИТОГО РАСХОДОВ
6 335,20
6 179,00
98%

Расходы местного бюджета составили 6,18 трлн сумов (на 2,5% ниже прогноза), из этой суммы 2,39 трлн сумов (38,9% всех расходов) были направлены на финансирование социальных затрат, что на 17,1% больше, чем за первую половину 2023 года (2,04 трлн). При этом они оказались ниже запланированного прогноза на 73,9 млрд сумов (-3%).

В частности, на сферу образования выделено на 39,3 млрд сумов меньше, чем было запланировано в начале года — 476,3 млрд сумов (-7,6%):

  • дошкольное образование — 150,2 млрд сумов (-11,2 млрд сумов, или -6,9%);
  • общее образование — 273,5 млрд сумов (-18,9 млрд сумов, или -6,5%);
  • подготовка кадров — 52,6 млрд сумов (-9,2 млрд сумов, или -14,9%).

В отчёте отмечается, что из местного бюджета выделено 34 млрд сумов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт 4 школ. Это в три раза меньше суммы, которая была выделена на аналогичные работы в первой половине 2023 года. Тогда на строительно-ремонтные работы школ было выделено 107,1 млрд сумов (хотя это было на 21% меньше планируемого показателя).

За первое полугодие было выделено 14,4 млрд сумов на строительно-ремонтные работы 5 медицинских учреждений. За аналогичный период прошлого года было выделено 49,9 млрд сумов (в 3,5 раза больше) на эти работы для 6 медицинских и медико-социальных учреждений.

Прогноз по расходам в сфере здравоохранения практически полностью выполнен (на 99%) — 1,05 трлн сумов.

Сфера культуры и спорта получила 131,1 млрд сумов — на 21,3 млрд, или на 14%, меньше прогноза.

На бесплатный проезд пенсионеров в метро выделено 289,6 млрд сумов, а на субсидии общественного транспорта — 405,8 млрд сумов.

Расходы на благоустройство составили 1,87 трлн сумов, что на 56,7 млрд, или на 3% ниже, чем планировалось.

При этом содержание органов госуправления обошлось дороже на 4 млрд сумов — 364,1 млрд сумов (+1%).

«Другие расходы», которые не уточняются, выросли на 62,8 млрд сумов — до 1,32 трлн сумов (+5%).

Расходы из дополнительных источников (млрд сумов)


Статья расходов
Исполнение
I
Социальная сфера и соцподдержка населения — всего
29
1
Образование
13,1
2
Ремонт и материально-техническое оснащение дошкольных образовательных учреждений
1,2
3
Ремонт и материально-техническое оснащение учреждений общего образования
11,9
4
Ремонт и материально-техническое оснащение учреждений здравоохранения
0,9
5
Культура и спорт
14,4
6
Ремонт и материально-техническое оснащение учреждений культуры
6,7
7
Ремонт и материально-техническое оснащение учреждений спорта
7,7
8
Компенсация за перевозку пенсионеров в Ташкентском метрополитене
0,2
9
Центры социальной адаптации
0,4
II
Экономические расходы
23,6
1
Благоустройство и озеленение в Ташкенте
23,6
III
Централизованные инвестиции
43,4
1
Централизованные инвестиции
16,5
2
Ремонт и строительство объектов в городе Ташкент
4,2
3
Строительство за счёт дополнительных источников махаллинского бюджета
22,6
IV
Содержание органов государственного управления (развитие материально-технической базы и материальное поощрение)
107,7
V
Прочие расходы
670
1
Модернизация материально-технической базы органов внутренних дел
0,6
2
Расходы на содержание министерств обороны
7,3
3
Проект Open Budget
75,2
4
Возврат ссуд, привлечённых в местный бюджет Ташкента из республиканского бюджета
404,4
5
Средства, направленные в фонды «Молодёжной тетради» и «Женской тетради» при хокимияте
8,1
6
Финансирование других учреждений и мероприятий из местного бюджета
172,9
7
Расходы на строительство и ремонт внутренних дорог в городе Ташкент
1,5

ИТОГО РАСХОДОВ
873,5

Кенгаш также опубликовал расходы из дополнительных источников местного бюджета за январь-июнь.

На ремонт и улучшение материально-технической базы детских садов выделено дополнительно 1,2 млрд сумов, для школ — 11,9 млрд сумов, для медучреждений — 0,9 млрд сумов.

На работы по благоустройству и озеленению направлено дополнительно 23,6 млрд сумов, на содержание госаппарата — 107,7 млрд сумов.

На «другие расходы» направлено дополнительно 670 млрд сумов, в том числе 404,4 млрд сумов на возвращение в республиканский бюджет ранее привлечённой ссуды, а также 172,9 млрд сумов — на финансирование других учреждений и мероприятий.

Напомним, что по итогам шести месяцев 2022 года хокимият потратил на благоустройство 784 млрд вместо запланированных 572 млрд сумов (+37%). За первую же половину 2023 года расходы снизились до 456,1 млрд сумов (-160,7 млрд, -26%). При этом экономии не было по прочим расходам, которые не раскрываются и которые составили 293,6 млрд сумов (на 99,3 млрд сумов больше плана, +51%). Тогда также выросли затраты на государственные органы управления — 247 млрд сумов (+11,9 млрд, 5%), на улучшение инфраструктуры махаллей — 92,2 млрд сумов (+20,6 млрд, 29%) и строительные работы за счёт дополнительных источников местного бюджета — 134,5 млрд сумов (+35,2 млрд, 35%).