Кенгаш народных депутатов Ташкента 3 октября опубликовал итоги исполнения бюджета города за первую половину 2024 года. «Газета.uz» изучила документ.
За шесть месяцев экономика столицы (валовый региональный продукт) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 10,2% — до 107,7 трлн сумов, или до 8,5 млрд долларов. Доля сферы услуг в ВРП достигла 62,2% (в первой половине 2023 года было 61,1%), промышленности — 29,6% (22,4%), строительства — 8,2% (9,2%).
Объём услуг увеличился на 17,1% — до 114,4 трлн сумов. Большая доля в услугах приходится на Алмазарский (18,5%), Яккасарайский (18,2%), Мирзо-Улугбекский (18%) и Янгихаётский районы (17,7%).
Производство промышленных товаров выросло на 9,6% — до 68,9 трлн сумов. Большая часть промышленного производства приходятся на Яшнабадский (21%), Сергелийский (11,6%) и Чиланзарский районы (8,7%).
Объём строительных работ достиг 19,3 трлн сумов.
Общий республиканский бюджет Ташкента составил 19,35 трлн сумов, что на 2% выше прогноза. Хокимият также получил 25,6 млрд сумов из перевыполненной части республиканского бюджета.
Доходы республиканского бюджета по Ташкенту за январь-июнь составили 15,8 трлн сумов, что 3% выше прогноза.
Доходы местных бюджетов Ташкента составили 4,93 трлн сумов, что на 7% выше прогноза. При этом поступления с оборотного налога оказались на 3% ниже прогноза — 432 млрд сумов (вместо 443 млрд), с налога на прибыль — 373 млрд сумов (-2%), со сборов — 141 млрд (-18%), дивидендов — 107 млрд сумов (-11%).
В то же время доходы с подоходного налога составили 818 млрд сумов, что на 29% выше прогноза, с налога на имущество юридических лиц — 842 млрд сумов (+3%), земельного налога для юрлиц — 484 млрд сумов (+8%), налога на имущество физлиц — 279 млрд сумов (+18%), налога с выручки индивидуальных предпринимателей — 69 млрд сумов (+4%), госпошлин — 306 млрд сумов (+16%) и другие поступления — 242 млрд сумов (+27%).
№ | Направление расходов | План | Исполнение | % выполнения |
I | Социальная сфера и социальная поддержка населения | 2 464,30 | 2 390,40 | 97% |
1 | Образование | 515,6 | 476,3 | 92% |
1.1 | — Дошкольное образование | 161,4 | 150,2 | 93% |
1.2 | — Общее образование | 292,4 | 273,5 | 94% |
1.3 | — Подготовка кадров | 61,8 | 52,6 | 85% |
2 | Здравоохранение | 1 053,10 | 1 047,50 | 99% |
3 | Культура и спорт | 152,4 | 131,1 | 86% |
3.1 | — Культура | 66,1 | 54,5 | 82% |
3.2 | — Спорт | 86,3 | 76,6 | 89% |
4 | Наука | 1,3 | 1,2 | 90% |
5 | Соцпомощь лицам, освободившимся из заключения | 0,5 | 0,1 | 18% |
6 | Государственные награды | 4,5 | 1,2 | 28% |
7 | Бесплатный проезд пенсионеров в метро | 293 | 289,6 | 99% |
8 | Субсидии для общественного транспорта | 406,2 | 405,8 | 100% |
9 | Компенсация ущерба из-за незаконных действий | 35 | 35 | 100% |
10 | Соцзащита участников ликвидации аварии на ЧАЭС | 0 | 0 | 0% |
11 | Центры социальной адаптации | 2,7 | 2,5 | 95% |
II | Экономика (благоустройство) | 1 929,20 | 1 872,50 | 97% |
III | Централизованные инвестиции | 223,2 | 158,6 | 71% |
IV | Содержание органов госуправления | 360,1 | 364,1 | 101% |
V | Содержание органов самоуправления граждан | 2,9 | 2,9 | 100% |
VI | Резервный фонд | 93,5 | 65,8 | 70% |
VII | Прочие расходы | 1 262,00 | 1 324,80 | 105% |
ИТОГО РАСХОДОВ | 6 335,20 | 6 179,00 | 98% |
Расходы местного бюджета составили 6,18 трлн сумов (на 2,5% ниже прогноза), из этой суммы 2,39 трлн сумов (38,9% всех расходов) были направлены на финансирование социальных затрат, что на 17,1% больше, чем за первую половину 2023 года (2,04 трлн). При этом они оказались ниже запланированного прогноза на 73,9 млрд сумов (-3%).
В частности, на сферу образования выделено на 39,3 млрд сумов меньше, чем было запланировано в начале года — 476,3 млрд сумов (-7,6%):
- дошкольное образование — 150,2 млрд сумов (-11,2 млрд сумов, или -6,9%);
- общее образование — 273,5 млрд сумов (-18,9 млрд сумов, или -6,5%);
- подготовка кадров — 52,6 млрд сумов (-9,2 млрд сумов, или -14,9%).
В отчёте отмечается, что из местного бюджета выделено 34 млрд сумов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт 4 школ. Это в три раза меньше суммы, которая была выделена на аналогичные работы в первой половине 2023 года. Тогда на строительно-ремонтные работы школ было выделено 107,1 млрд сумов (хотя это было на 21% меньше планируемого показателя).
За первое полугодие было выделено 14,4 млрд сумов на строительно-ремонтные работы 5 медицинских учреждений. За аналогичный период прошлого года было выделено 49,9 млрд сумов (в 3,5 раза больше) на эти работы для 6 медицинских и медико-социальных учреждений.
Прогноз по расходам в сфере здравоохранения практически полностью выполнен (на 99%) — 1,05 трлн сумов.
Сфера культуры и спорта получила 131,1 млрд сумов — на 21,3 млрд, или на 14%, меньше прогноза.
На бесплатный проезд пенсионеров в метро выделено 289,6 млрд сумов, а на субсидии общественного транспорта — 405,8 млрд сумов.
Расходы на благоустройство составили 1,87 трлн сумов, что на 56,7 млрд, или на 3% ниже, чем планировалось.
При этом содержание органов госуправления обошлось дороже на 4 млрд сумов — 364,1 млрд сумов (+1%).
«Другие расходы», которые не уточняются, выросли на 62,8 млрд сумов — до 1,32 трлн сумов (+5%).
Расходы из дополнительных источников (млрд сумов)
№ | Статья расходов | Исполнение |
I | Социальная сфера и соцподдержка населения — всего | 29 |
1 | Образование | 13,1 |
2 | Ремонт и материально-техническое оснащение дошкольных образовательных учреждений | 1,2 |
3 | Ремонт и материально-техническое оснащение учреждений общего образования | 11,9 |
4 | Ремонт и материально-техническое оснащение учреждений здравоохранения | 0,9 |
5 | Культура и спорт | 14,4 |
6 | Ремонт и материально-техническое оснащение учреждений культуры | 6,7 |
7 | Ремонт и материально-техническое оснащение учреждений спорта | 7,7 |
8 | Компенсация за перевозку пенсионеров в Ташкентском метрополитене | 0,2 |
9 | Центры социальной адаптации | 0,4 |
II | Экономические расходы | 23,6 |
1 | Благоустройство и озеленение в Ташкенте | 23,6 |
III | Централизованные инвестиции | 43,4 |
1 | Централизованные инвестиции | 16,5 |
2 | Ремонт и строительство объектов в городе Ташкент | 4,2 |
3 | Строительство за счёт дополнительных источников махаллинского бюджета | 22,6 |
IV | Содержание органов государственного управления (развитие материально-технической базы и материальное поощрение) | 107,7 |
V | Прочие расходы | 670 |
1 | Модернизация материально-технической базы органов внутренних дел | 0,6 |
2 | Расходы на содержание министерств обороны | 7,3 |
3 | Проект Open Budget | 75,2 |
4 | Возврат ссуд, привлечённых в местный бюджет Ташкента из республиканского бюджета | 404,4 |
5 | Средства, направленные в фонды «Молодёжной тетради» и «Женской тетради» при хокимияте | 8,1 |
6 | Финансирование других учреждений и мероприятий из местного бюджета | 172,9 |
7 | Расходы на строительство и ремонт внутренних дорог в городе Ташкент | 1,5 |
ИТОГО РАСХОДОВ | 873,5 |
Кенгаш также опубликовал расходы из дополнительных источников местного бюджета за январь-июнь.
На ремонт и улучшение материально-технической базы детских садов выделено дополнительно 1,2 млрд сумов, для школ — 11,9 млрд сумов, для медучреждений — 0,9 млрд сумов.
На работы по благоустройству и озеленению направлено дополнительно 23,6 млрд сумов, на содержание госаппарата — 107,7 млрд сумов.
На «другие расходы» направлено дополнительно 670 млрд сумов, в том числе 404,4 млрд сумов на возвращение в республиканский бюджет ранее привлечённой ссуды, а также 172,9 млрд сумов — на финансирование других учреждений и мероприятий.
Напомним, что по итогам шести месяцев 2022 года хокимият потратил на благоустройство 784 млрд вместо запланированных 572 млрд сумов (+37%). За первую же половину 2023 года расходы снизились до 456,1 млрд сумов (-160,7 млрд, -26%). При этом экономии не было по прочим расходам, которые не раскрываются и которые составили 293,6 млрд сумов (на 99,3 млрд сумов больше плана, +51%). Тогда также выросли затраты на государственные органы управления — 247 млрд сумов (+11,9 млрд, 5%), на улучшение инфраструктуры махаллей — 92,2 млрд сумов (+20,6 млрд, 29%) и строительные работы за счёт дополнительных источников местного бюджета — 134,5 млрд сумов (+35,2 млрд, 35%).